Астрономические наблюдения в августе 2024 года

05.08.2024 - Сближение планеты Венера со звездой Регул на вечернем небе

05.08.2024 - Сближение Луны и планет Меркурий, Венера на вечернем небе

06.08.2024 - Астероид Психея (16) в противостоянии с Солнцем

06.08.2024 - Астероид Ирида (7) в противостоянии с Солнцем

09.08.2024 - Луна на максимальном удалении от Земли (405 298 км)

12.08.2024 - Максимум действия метеорного потока Персеиды (ZHR-120)

12.08.2024 - Луна в фазе первой четверти

14.08.2024 - Сближение планеты Меркурий со звездой Регул на вечернем небе

17.08.2024 - Максимум действия метеорного потока каппа-Цигниды (ZHR-5)

19.08.2024 - Планета Меркурий в соединении с Солнцем

19.08.2024 - Луна в полнолунии

21.08.2024 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (360 199 км)

21.08.2024 - Покрытие Луной планеты Нептун

25.08.2024 - Сближение Луны и планеты Уран на утреннем небе

26.08.2024 - Сближение Луны со скоплением М45 "Плеяды"

26.08.2024 - Луна в фазе последней четверти

27.08.2024 - Сближение Луны и планет Марс, Юпитер на утреннем небе

31.08.2024 - Сближение Луны со скоплением М44 "Ясли"

Фотография месяца

Туманность NGC 7293 является  планетарной туманностью,  расположенной в созвездии Водолей на расстоянии 650 световых лет от Солнца. Это одна из самых близких к  Солнечной  системе планетарных туманностей. Данная  туманность  была открыта Карлом Людвигом Хардингом в 1824 году. Туманность  NGC 7293  имеет  собственное  имя - "Улитка". Туманность «Улитка» зародилась благодаря окончанию «жизненного пути» звезды главной последовательности, подобной Солнцу. Сейчас на её месте остался лишь белый карлик.  Благодаря данным наблюдений Национальной обсерватории Китт-Пик, в настоящее  время  установлено, что скорость расширения туманности  NGC  7293  составляет  31 км/с. На основании  полученных  данных  также  определён  возраст  данной  туманности — 10 600 лет.

Несмотря на свой яркий блеск, увидеть эту крупную планетарную туманность непросто, и требуется чистая оптика и темное небо. В  северных  широтах  наблюдениям  мешает также низкое положение данной туманности над горизонтом. Без фильтра  в 265мм телескоп  туманность  заметна, как крупное, неопределенной формы туманное пятно. С фильтром UHC-S четко видно огромный округлый диск с крупной дыркой в центре. Но лучше всего эта планетарная туманность видна с фильтром OIII, причем контраст настолько возрастает, что она видна также четко, как и на фотографиях и ее трудно описать в нескольких предложениях. А вот фильтр H-бета делает туманность полностью невидимой.

Самым ожидаемым метеорным потоком  этого  года, безусловно  является  метеорный  поток  Персеиды. Этот  метеорный  поток  порожден  кометой Свифта — Туттла (109P/Swift-Tuttle). Его  максимум  наступит  12  августа,  а  максимальное  число  метеоров  по  предварительным оценкам  может составить около  80 - 100  единиц  в  час! Для  его  наблюдения  с  территории  Республики  Беларусь  необходимо  после  захода  Солнца  и  наступления  темноты  в  районе  полуночи  направить  свои  взоры  в  северо-восточном  направлении  звездного  неба,  где  будет  расположено  созвездие  Персей. После  полуночи  созвездие  поднимается  высоко  над  горизонтом  и  метеорный  поток  можно  будет  наблюдать  во  всей  своей  красоте! В какой-то момент будет казаться, что метеоры вылетают из созвездия  Персей и устремляются во все направления! Лучше всего выбирать для наблюдения темные места, подальше от городского освещения. Метеоры следует рассматривать практически во всех направлениях! Персеиды выделяются своими яркими вспышками метеоров, которые длятся дольше обычных метеоров. Чаще всего блеск отдельных метеоров из метеорного потока Персеиды достигает значения -2,7m.

Метеорный поток

Кроме метеорного потока Персеиды с территории Беларуси в августе можно будет наблюдать весьма слабый метеорный поток Каппа-Цигниды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Лебедь. Максимум действия метеорного потока "Каппа-Цигниды" наступит 17 августа, а максимальное число не превысит 3-5 метеоров в час. Кроме этого, в августе можно будет наблюдать слабый метеорный поток Альфа-Ауригиды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Возничий. Максимума действия данный метеорный поток достигнет 31 августа, когда в час можно будет наблюдать до 5 метеоров.

В августе имеется возможность понаблюдать за несколькими неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

Комета 13P "Olbers" - на протяжении августа при блеске около 8m будет перемещаться по созвездиям Большая Медведица, Волосы Вероники. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении августа будет можно на вечернем и ночном небе над северо-западным и северным горизонтом.

Описание: Комета Ольберса (13P/Olbers) — короткопериодическая комета типа Галлея, которая была открыта 6 марта 1815 года немецким астрономом Генрихом Ольберсом, когда комета медленно двигалась по созвездию Жирафа. Она была описана как небольшая комета с плохо очерченным ядром и очень бледной прозрачной комой. Комета обладает длительным периодом обращения вокруг Солнца — чуть более 69,5 года. Первую параболическую орбиту вычислил 31 марта 1815 года Карл Гаусс, а в середине июня другой немецкий астроном Фридрих Бессель, используя данные наблюдений за период с 11 марта по 20 мая, рассчитал первую эллиптическую орбиту. Результаты этих расчётов говорили о том, что комета прошла перигелий 26 апреля и имела период обращения равным 74,1 года. Результаты расчётов других астрономов колебались между 72 и 77 годами.

Согласно расчётам Бесселя, следующее возвращение в перигелий должно было состояться 9 февраля 1887 года. Незадолго до предполагаемого возвращения кометы немецкий астроном Фридрих Гинцель пересчитал её орбиту и определил дату перигелия 17 декабря 1886 года, с вероятной ошибкой ±1,6 года. Долгое время поиски кометы оставались безуспешными, пока 25 августа 1887 года она не была случайно восстановлена американским астрономом Уильямом Бруксом. Пересмотренная орбита показала, что комета прошла перигелий 8 октября 1887 года. В последний раз комета Ольберса наблюдалась в 1956 году и достигла максимальной яркости 6,5m при длине хвоста в 1 градус. Ближайший перигелий комета Ольберса прошла 30 июня 2024 года.

Комета обладает довольно стабильной орбитой, которая в период с 1668 по 2165 год будет держаться достаточно далеко от Юпитера, чтобы не подвергаться гравитационным воздействиям с его стороны. Зато 10 января 2094 года комета подойдёт довольно близко к Земле, на расстояние в 0,756 а.е. Комета не связана ни с одним метеорным потоком на Земле, но, по некоторым данным, может порождать такой поток на Марсе. Если этот поток существует, то его радиант должен располагаться вблизи звезды β Большого Пса.

Планета

Нептун

Рыбы

8.0m 2.4 угл. сек.

Астероид Веста, вид из космоса. Фото: NASA

В августе самыми яркими астероидами будут астероиды Веста и Ирида, а также малая планета Церера. Астероид Веста в августе будет перемещаться по созвездию Лев, имея блеск 8,1m. Астероид Ирида в августе будет перемещаться по созвездию Водолей, имея блеск 8,2m. Малая планета Церера в августе будет перемещаться по созвездию Стрелец, имея блеск 8,0m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  августе

В августе самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия:  Лира, Лебедь, Лисичка, Стрела, Орел, Щит, Дельфин, Козерог, Стрелец, Водолей, Южная Рыба, Пегас, Персей, Рыбы.

Обновлено 09.08.2024 08:10