Астрономические  наблюдения  в   январе   2019  года

Команда ASTROBEL  TEAM  поздравляет  всех  с  Новым  Годом  и  Рождеством!  Желаем  всем  чистого  неба,  ярких  звезд  и  творческих  побед  в  наблюдении  астрономических  объектов!

Главные  астрономические  события  января

01-03.01.2019 - Сближение планет Меркурий, Венера, Юпитер и Луны на утреннем небе

03.01.2019 - Сближение Луны и планеты Юпитер

04.01.2019 - Максимум действия метеорного потока  Квадрантиды (ZHR-120)

06.01.2019 - Луна в новолунии

06.01.2019 - Наилучшие условия видимости планеты Венера (на утреннем небе)

09.01.2019 - Луна в апогее орбиты (406114 км от Земли)

10.01.2019 - Сближение Луны и планеты Нептун

13.01.2019 - Сближение Луны и планеты Марс

13.01.2019 - Сближение планет Меркурий и Сатурн до 2 градусов

14.01.2019 - Луна в фазе первой четверти

14.01.2019 - Сближение Луны и планеты Уран

17.01.2019 - Луна в рассеянном скоплении Гиады и в 1 градусе от звезды Альдебаран

21.01.2019 - Полное лунное затмение (видимость из Беларуси, начало - 5.37, окончание с заходом)

21.01.2019 - Полнолуние, Суперлуние (первое)

21.01.2019 - Луна в перигее орбиты (357343 км от Земли)

22.01.2019 - Сближение планет Венера и Юпитер до 2 градусов (видимость на утреннем небе)

23.01.2019 - Сближение Луны и звезды Регул

27.01.2019 - Луна в фазе последней четверти

31.01.2019 - Сближение Луны и планеты Юпитер

Суперлуния

Луна в полнолунии. Суперлуние

В ночь на 21 января жители Республики Беларусь смогут наблюдать Суперлуние. Суперлуние – это астрономическое явление, редкий момент совпадения полнолуния и максимального приближения Луны к планете Земля. Так как Луна вращается вокруг Земли не по круговой, а по эллиптической орбите, то в некоторых точках своей орбиты Луна оказывается то на максимально близком расстоянии (точка перигея орбиты) от Земли, то на максимально удаленном (точка апогея орбиты) расстоянии. Луна по синодическому периоду обращения совершает вокруг Земли один оборот за 29,5 суток и, время от времени, в точке перигея орбиты происходит именно полнолуние, которое называют еще «перигейным полнолунием» или просто Суперлунием.

В момент Суперлуния Луна визуально кажется немного больше привычных всем размеров. В размерах диаметр Луны увеличивается на 15%. Вместе с видимыми размерами увеличивается и яркость лунного диска, которая возрастает на 30%. Суперлуние  можно  наблюдать  практически  ежегодно. Совпадение полнолуния и максимального приближения Луны к Земле происходит через каждые 413,4 дня, то есть через каждые 14 лунных месяцев. Несмотря на то, что полнолуние вблизи либо в точке перигея орбиты происходит каждые 413,4 дня, суперлунием также принято считать и ближайшие до него полнолуния – одно до и одно после.

Наиболее близко от Земли Луна окажется во втором Суперлунии, которое наступит 19 февраля 2019 года. В наиболее близкой к Земле точке своей орбиты Луна окажется в 12 часов 07 минут по Минскому времени. В этот момент расстояние до Луны сократится до 356 511 километров. Само же полнолуние наступит в 18 часов 54 минуты по Минскому времени, то есть через 6 часов 47 минут после прохождения Луной точки перигея. Видимый размер Луны в этот момент достигнет величины около 30 угловых минут, а яркость будет составлять в районе -12m. Последнее в этой тройке Суперлуние произойдет 21 марта 2019 года.

Полное лунное затмение

Одна из частных фаз полного лунного затмения

Рано утром 21 января жители Республики Беларусь смогут наблюдать полное лунное затмение! Находясь в фазе полнолуния (первого Суперлуния в 2019 году), Луна пересечет конус земной тени и не некоторое время приобретет необычный темно-красный оттенок. Начало полутеневого затмения и частных фаз полного лунного затмения можно будет наблюдать из любой части Республики Беларусь так же, как и само полное лунное затмение. Однако, по причине захода Луны за западный горизонт и наступления рассвета окончание полного лунного затмения с территории Республики Беларусь наблюдаться не будет. Стоит отметить, что следующее полное лунное затмение, видимое с территории Республики Беларусь, произойдет только 7 сентября 2025 года.

Итак, хронология видимости полного лунного затмения в Минске и Республике Беларусь 21 января 2019 года (время минское):

• 05.37 – начало полутеневого затмения Луны
  • 06.34 -  начало частного затмения Луны
  • 07.41 -  начало полного затмения Луны
  • 08.12 – момент наибольшей фазы полного лунного затмения
  • 08.43 -  окончание полного лунного затмения (Луна низко над горизонтом)
  • 09.15  -  восход Солнца
  • 09.24 -  заход Луны за горизонт
  • 09.51 -  окончание частного лунного затмения (за горизонтом)
  • 10.48 - окончание полутеневого лунного затмения (за горизонтом)
В момент касания земной полутени вид диска Луны какое-то время остается неизменным. Увидеть едва заметное потемнение можно только используя фотоаппаратуру. По мере погружения Луны в земную полутень левый край диска начинает постепенно темнеть. Это хорошо заметно не только с помощью аппаратуры, но и невооруженным глазом. Затем Луна левым краем касается еще более плотной земной тени и невооруженным глазом становится очень хорошо заметно медленное наползание достаточно темной (почти черной) тени на диск Луны. Это незабываемое зрелище! Луна в этот момент приобретает необычные фазы, которые видны только во время лунного затмения. Эти фазы называют частными фазами лунного затмения, так как тенью Земли скрыта только часть поверхности Луны. По мере погружения Луны в плотную земную тень яркость ее диска значительно снижается. К моменту наступления полного лунного затмения блеск Луны снижается настолько, что становится заметным ее уникальный красно-коричневый оттенок. Часть лучей Солнца, преломляясь в атмосфере Земли, слабо освещает диск Луны. Так как самыми длинными волнами в спектре, которые менее всего преломляются в земной атмосфере, обладают красный и близкие к нему цвета, именно данным оттенком и окрашивается Луна в момент полного погружения в земную тень! Оттенок может меняться в зависимости от атмосферных условий (наличие пыли и загазованности атмосферы). По мере окончания полного лунного затмения весь процесс повторяется в обратном порядке.
Ждем с нетерпением это астрономическое явление!

Главным  метеорным  потоком  января  по  праву  считается  метеорный  поток  Квадрантиды,  радиант  которого  расположен  в  созвездии  Волопас.  Максимум  действия  данного  метеорного  потока  наступит  3  января,  а  максимальное  число  метеоров  в  час  может  составить  около  120  единиц.  Наблюдать   данное  созвездие,  а  также  метеорный  поток  в  январе  можно  во  второй  половине  ночи  сначала  в   восточной,  а  затем  практически  в  зените  ночного  неба.  Других  интересных  метеорных  потоков,  наблюдаемых  с  территории  Республики  Беларусь,  в  январе  не  ожидается.

В январе имеется возможность понаблюдать за несколькими кометами. С территории Республики Беларусь можно будет наблюдать следующие кометы:

46Р/Wirtanen - на протяжении января будет наблюдаться в созвездиях Рысь (до 12 января), а также Большая Медведица (с 12 января и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении января будет можно на протяжении всей ночи. Комета 46P/Виртанена — это короткопериодическая комета с периодом обращения 5,4 года. Данная комета принадлежит к кометам семейства Юпитера. Она была открыта фотографическим путём 17 января 1948 года американцем Карлом Виртаненом. В результате нескольких сближений с Юпитером, ее перигелий уменьшился с 1,61 а.е. (перигелий на момент открытия) до 1,05 а.е., а период обращения с 6,71 до 5,4 лет. Диаметр ядра кометы оценивается в 1,2 км. Ближайший перигелий комета Виртанена прошла 13 декабря 2018 года. В этот момент ее блеск составлял около 4m.

Комета 46P/Виртанена во всей своей красоте! Фото Том Мастерсон (Tom Masterson, Grand Mesa Observatory).

38Р/Stephan-Oterma - на протяжении января будет наблюдаться среди звезд созвездия Рысь. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету будет можно на протяжении всей ночи. В течение месяца блеск данной кометы будет придерживаться значения около 10m. Комета 38Р "Стефана — Отерма" была открыта 22 января 1867 года Жеромом Эженом Коджа (Марсельская обсерватория, Франция). Поначалу Коджа принял комету за не занесенную в каталоги туманность. Но проверить это не смог ввиду ухудшения погоды. Небо прояснилось только 24 января. Тогда, Эдуард Жан-Мари Стефан (Марсельская обсерватория, Франция), наблюдая открытую туманность, обнаружил, что она сместилась относительно изначального положения. 25 января было окончательно подтверждено, что это комета. По вычислениям астрономов, период обращения кометы вокруг Солнца должен был равняться от 33 до 40 лет. Точное значение определить не удавалось ввиду малого количества наблюдений. Комета Стефана была вновь случайно открыта финским астрономом Лийси Отерма в 1942 году. В ноябре этого года Ф. Л. Уиппл вычислил орбиту открытой кометы и подтвердил, что комета Отерма и комета Стефана 1867 года — один и тот же объект. Ближайший перигелий комета прошла 10 ноября 2018 года.

Меркурий в январе будет перемещаться по созвездиям Змееносец (до 2 января), Стрелец (со 2 по 23 января), а также Козерог (с 23 января и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий в январе будет крайне затруднительно из-за низкого расположения к горизонту к моменту восхода Солнца.

Венера в январе будет перемещаться по созвездию Весы (до 9 января), Скорпион (с 9 по 14 января), Змееносец (с 14 по 31 января), а также по созвездию Стрелец (с 31 января). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в январе будет можно на утреннем небе в виде крайне яркой звезды! Такой яркий алмаз, прекрасно видимый невооруженным глазом, в небе нельзя будет спутать с какой-либо звездой! На протяжении месяца блеск планеты начнет постепенно снижаться и к концу месяца достигнет значения -4.2m. Фазу планеты можно будет увидеть даже в скромный бинокль, не говоря про телескопы с малыми и уж тем более средними апертурами!

Марс на протяжении января будет перемещаться по созвездию Рыбы. С территории Республики Беларусь наблюдать Марс будет можно после захода Солнца и до наступления полуночи в южной и юго-западной части неба. Невооруженным глазом наблюдать Марс в декабре будет можно в виде яркой звезды с хорошо заметным красно-оранжевым оттенком! На протяжении месяца блеск планеты продолжает постепенно снижаться и к концу месяца достигнет значения +0.8m.

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию  Змееносец. С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в январе будет можно на утреннем небе в условиях утренней зари над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск Юпитера на протяжении месяца будет составлять -1,7m.

Сатурн на протяжении января будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн январе будет можно в самых последних числах месяца низко над юго-восточным горизонтом. В первой половине месяца Сатурн будет скрываться в лучах восходящего Солнца. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и будет составлять 0,5m.

Уран при блеске 5,9m январе будет перемещаться среди звезд созвездия Рыбы. С территории Республики Беларусь наблюдать Уран будет можно в вечернее время после захода Солнца до наступления полуночи.

Нептун при блеске 7,9m в январе будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. С территории Республики Беларусь наблюдать Нептун в январе будет можно в вечернее время после захода Солнца  до наступления полуночи.

В январе самыми яркими астероидами будут Юнона, Веста. Астероид Веста в январе будет перемещаться по созвездию Козерог, имея блеск 8,0m. Астероид Юнона в январе будет перемещаться среди звезд созвездия Эридан, имея блеск около 8,2m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  январе

В январе  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Близнецы, Рак,  Орион,  Заяц, Большой  пес,  Малый  пес, Единорог, Гидра, Секстант,  Лев.

Обновлено 30.12.2018 08:34