Астрономические  наблюдения  в   январе   2021  года

Команда ASTROBEL  TEAM  поздравляет  всех  с  Новым  Годом  и  Рождеством!  Желаем  всем  чистого  неба,  ярких  звезд  и  творческих  побед  в  наблюдении  астрономических  объектов!

Главные  астрономические  события  января

01.01.2021 - Сближение Луны со скоплением М44 "Ясли"

02.01.2021 - планета Земля в перигелии (0,98 а.е. от Солнца)

03.01.2021 - Сближение Луны со звездой Регул (1,3m) на ночном небе

04.01.2021 - Максимум действия метеорного потока Квадрантиды (ZHR-120)

06.01.2021 - Луна в фазе последней четверти

09.01.2021 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (367 391 км)

13.01.2021 - Луна в новолунии

16.01.2021 - Покрытие Луной звезды «тау Водолея» (4,0m) на вечернем небе

20.01.2021 - Луна в фазе первой четверти

20.01.2021 - Сближение планет Марс и Уран на вечернем небе

21.01.2021 - Сближение Луны и планеты Марс на вечернем небе

21.01.2021 - Луна на максимальном удалении от Земли (404 358 км)

23.01.2021 - Сближение Луны и скопления Плеяды на ночном небе

24.01.2021 - Сближение Луны и скопления Гиады на ночном небе

24.01.2021 - Соединение планеты Сатурн с Солнцем

28.01.2021 - Сближение Луны со скоплением М44 "Ясли"

28.01.2021 - Луна в полнолунии

29.01.2021 - Соединение планеты Юпитер с Солнцем

30.01.2021 - Сближение Луны со звездой Регул (1,3m) на ночном небе

Главным  метеорным  потоком  января  по  праву  считается  метеорный  поток  Квадрантиды. Свое название данный метеорный поток получил из старинного названия созвездия Стенной Квадрант (в современной астрономии не используется). В настоящее время радиант (область, из которой как бы вылетают метеоры) данного метеорного потока расположен в созвездии Волопас. Квадрантиды были открыты еще в 1839 году, но только в 2003 году был обнаружен предполагаемый родоначальник данного метеорного потока - астероид (196256) 2003 EН1. Именно благодаря ему, как предполагают астрономы, с 28 декабря до 8 января на Земле можно наблюдать самый настоящий «звездопад»!

Метеорный поток Квадрантиды достигает максимума своего действия в ночь с 3 на 4 января. В это время жители Земли могут наблюдать от 45 до 100, а порой и 200 метеоров за один час.  Наилучшие условия наблюдений метеорного потока Квадрантиды с территории Республики Беларусь наступают во второй половине ночи, когда над восточным горизонтом во всей своей красоте появляется созвездие Волопас. Ближе к утру созвездие поднимается достаточно высоко над горизонтом и проходит близко к зениту, что позволяет наблюдать метеорный поток во всей своей красоте. В 2021 году в момент максимума действия метеорного потока Квадрантиды положение убывающей Луны частично сможет помешать наблюдениям метеорного потока.

Не стоит забывать, что следующий активный метеорный поток - Лириды, видимый в Северном полушарии, будет наблюдаться в конце апреля.

В январе имеется возможность понаблюдать за несколькими неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

C/2020 M3 "ATLAS" - на протяжении января при снижающемся блеске будет наблюдаться в созвездии Возничий. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении января будет можно на протяжении всей ночи.

Комета C/2020 M3 "ATLAS"

Открытие: 27 июня 2020 года обзор неба ATLAS или "Система предупреждения об опасных для Земли астероидах" открыл свою очередную долгопериодическую комету, которая получила обозначение C/2020 M3. Она прошла перигелий 25 октября 2020 года в 1,27 а. е. от Солнца, а 14 ноября 2020 года данная комета прошла в 53,6 млн км от Земли. В конце октября данная комета достигла блеска 8,5m. 11 ноября 2020 года комета C/2020 M3 ATLAS перешла в Северное полушарие неба, пройдя недалеко от знаменитой Туманности Ориона и его пояса, и продолжает наблюдаться среди северных созвездий.

Меркурий в январе будет перемещаться по созвездиям Стрелец (до 8 января) и Козерог (с 8 января). Наблюдать Меркурий в январе будет можно на вечернем небе невысоко над юго-западным горизонтом в условиях вечерней зари. Блеск Меркурия на протяжении месяца будет снижаться со значения -1m до значения +0,7m. Освещенность диска Меркурия на протяжении месяца будет снижаться со значения 100% до значения 20%.

Венера в январе будет перемещаться по созвездиям Змееносец и Стрелец. Наблюдать Венеру в январе будет можно на утреннем небе незадолго до восхода Солнца над юго-восточным горизонтом в виде яркой звезды. На протяжении месяца блеск планеты сохранит значение -4,0m. На протяжении января освещенность диска Венеры будет сохраняться около 100%.

Марс на протяжении января будет перемещаться по созвездиям Рыбы (до 5 января), а также Овен (с 5 января). Наблюдать Марс в январе будет можно на протяжении большей части ночи. Блеск планеты Марс на протяжении месяца будет постепенно уменьшаться со значения -0,3m в начале месяца до значения +0,4m к концу месяца.

Планета Марс. фото: Виталий Круглянских

Юпитер при блеске -2,0m на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Козерог. Наблюдать Юпитер в январе будет можно только в первой половине месяца низко над юго-западным горизонтом. Планета заканчивает свою вечернюю видимость. 29 января Юпитер вступит в соединение с Солнцем. Утренняя видимость Юпитера начнется с середины февраля.

Сатурн на протяжении января будет перемещаться по созвездию Козерог. Наблюдать Сатурн в январе будет невозможно из-за его соединения с Солнцем. Утренняя видимость Сатурна начнется с середины февраля. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,6m.

Уран при блеске 6,0m в январе будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в январе будет можно на протяжении большей части ночи над южным и юго-западным  горизонтом.

Нептун при блеске 8,0m в январе будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в январе будет можно в вечернее время над южным и юго-западным  горизонтом.

В январе самым ярким астероидом будет астероид Веста. Астероид Веста в январе будет перемещаться по созвездиям Лев и Дева, имея блеск 6,7m.

Астероид Веста

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  январе

В январе  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Близнецы, Рак,  Орион,  Заяц, Большой  пес,  Малый  пес, Единорог, Гидра, Секстант,  Лев.

Обновлено 07.01.2021 08:55