Астрономические  наблюдения  в   марте   2019  года

Главные  астрономические  события  марта

01.03.2019 - Венера, Юпитер, Сатурн и Луна на одной прямой на утреннем небе

03.03.2019 - Сближение планеты Венера и Луны на утреннем небе

04.03.2019 - Луна  на максимальном удалении от Земли (406387 км)

06.03.2019 - Луна в новолунии

07.03.2019 - Планета Нептун в соединении с Солнцем

10.03.2019 - Сближение планеты Уран и Луны на вечернем небе

11.03.2019 - Сближение планеты Марс и Луны на вечернем небе

13.03.2019 - Сближение Луны со звездной Альдебаран на вечернем небе

13.03.2019 - Покрытие Луной звезды 97 Тельца (5,0m) на вечернем небе

14.03.2019 - Луна в фазе первой четверти

17.03.2019 - Сближение Луны с рассеянным скоплением М44 "Ясли"

18.03.2019 - Комета 69/Р "Taylor" в перигелии (блеск 11m)

18.03.2019 - Сближение Луны со звездной Регул

19.03.2019 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (359378 км)

20.03.2019 - День весеннего равноденствия

21.03.2019 - Луна в полнолунии (последнее Суперлуние в 2019 году)

27.03.2019 - Сближение Луны и планеты Юпитер на утреннем небе

28.03.2019 - Луна в фазе последней четверти

31.03.2019 - Сближение планеты Марс и скопления "Плеяды"

Сближение Луны и звезды Альдебаран, покрытие Луной звезды 97 Тельца вечером 13 марта 2019 года

Суперлуния

21 марта жители Республики Беларусь смогут наблюдать последнее в 2019 году Суперлуние. Суперлуние – это астрономическое явление, редкий момент совпадения полнолуния и максимального приближения Луны к планете Земля. Так как Луна вращается вокруг Земли не по круговой, а по эллиптической орбите, то в некоторых точках своей орбиты Луна оказывается то на максимально близком расстоянии (точка перигея орбиты) от Земли, то на максимально удаленном (точка апогея орбиты) расстоянии. Луна по синодическому периоду обращения совершает вокруг Земли один оборот за 29,5 суток и, время от времени, в точке перигея орбиты происходит именно полнолуние, которое называют еще «перигейным полнолунием» или просто Суперлунием.

В момент Суперлуния Луна визуально кажется немного больше привычных всем размеров. В размерах диаметр Луны увеличивается на 15%. Вместе с видимыми размерами увеличивается и яркость лунного диска, которая возрастает на 30%. Суперлуние  можно  наблюдать  практически  ежегодно. Совпадение полнолуния и максимального приближения Луны к Земле происходит через каждые 413,4 дня, то есть через каждые 14 лунных месяцев. Несмотря на то, что полнолуние вблизи либо в точке перигея орбиты происходит каждые 413,4 дня, суперлунием также принято считать и ближайшие до него полнолуния – одно до и одно после. 21 марта в момент полнолуния расстояние до Луны сократится до 359 378 километров.

Суперлуние. Ратомка. 19 февраля 2019 года.

Март не богат метеорными потоками, наблюдаемыми в северном полушарии нашей планеты. Одним из немногих метеорных потоков в марте является метеорный поток Гамма-Нормиды с видимостью в южном полушарии. Ближайший крупный метеорный поток северного полушария - Лириды, будет наблюдаться только в апреле.

В марте имеется возможность понаблюдать за несколькими кометами. С территории Республики Беларусь можно будет наблюдать следующие кометы:

46Р/Wirtanen - на протяжении марта при снижающемся блеске с 10m до 11m будет наблюдаться в созвездиях Большая Медведица (до 14 марта) и Малый Лев (с 14 марта и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении марта будет можно на протяжении всей ночи. Комета 46P/Виртанена — это короткопериодическая комета с периодом обращения 5,4 года. Данная комета принадлежит к кометам семейства Юпитера. Она была открыта фотографическим путём 17 января 1948 года американцем Карлом Виртаненом. В результате нескольких сближений с Юпитером, ее перигелий уменьшился с 1,61 а.е. (перигелий на момент открытия) до 1,05 а.е., а период обращения с 6,71 до 5,4 лет. Диаметр ядра кометы оценивается в 1,2 км. Ближайший перигелий комета Виртанена прошла 13 декабря 2018 года. В этот момент ее блеск составлял около 4m.

C/2018 Y1 Iwamoto - на протяжении марта при снижающемся блеске с 7m до 9m будет наблюдаться в созвездиях Возничий (до 16 марта) и Персей (с 16 марта и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении марта будет можно в первой половине ночи. Комета "Ивамото" — это долгопериодическая комета, движущаяся по параболической орбите. Она была обнаружена 18 декабря 2018 года астрономом-любителем Масаюки Ивамото в созвездии Гидра при блеске около 13m. Точку своего перигелия комета прошла 6 февраля 2019 года на расстоянии 1,28 а. е. от Солнца. Максимального блеска (около 6,5m) комета достигла 12 февраля во время сближения с нашей планетой на расстояние в 0,3 а. е.

Комета C/2018 Y1 (Iwamoto) и ее тонкий газовый хвост 8 февраля 2019 года. Автор: Gerhard Bachmayer

Меркурий в марте будет перемещаться по созвездиям Рыбы (до 23 марта), а также Водолей (с 23 марта и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий будет можно в первой декаде марта в вечернее время в условиях вечерней зари. Первые числа марта - время наилучшей вечерней видимости в 2019 году! В этот период Меркурий можно будет наблюдать невооруженным глазом над юго-западным горизонтом. К середине месяца Меркурий начнет постепенное сближение с Солнцем и продолжительность его вечерней видимости начнет резко сокращаться. После соединения с Солнцем 15 марта Меркурий перейдет на утреннее небо, но из-за низкого расположения над горизонтом наблюдения его будут затруднительными.

Венера в марте будет перемещаться по созвездиям Стрелец (1 марта), Козерог (с 1 по 24 марта), а также Водолей (с 24 марта и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в марте будет можно на утреннем небе низко над юго-восточным горизонтом в виде яркой звезды! На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и к концу месяца достигнет значения -4.0m. Фазу планеты (около 80%) можно будет увидеть даже в скромный бинокль, не говоря про телескопы с малыми и уж тем более средними апертурами!

Марс на протяжении марта будет перемещаться по созвездию Овен (до 23 марта), а также по созвездию Телец (с 23 марта и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Марс будет можно после захода Солнца и до наступления полуночи в юго-западной части неба. Невооруженным глазом наблюдать Марс в марте будет можно в виде яркой звезды с хорошо заметным красно-оранжевым оттенком! На протяжении месяца блеск планеты продолжает постепенно снижаться и к концу месяца достигнет значения +1.4m. 31 марта на вечернем небе можно будет наблюдать сближение планеты Марс и рассеянного звездного скопления Мессье 45 "Плеяды"!

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Змееносец. С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в марте  будет можно на утреннем небе в условиях утренней зари над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск Юпитера на протяжении месяца увеличится и к концу марта будет составлять -2,1m.

Тесное сближение Луны и планеты Юпитер на утреннем небе 27 марта 2019 года

Сатурн на протяжении марта будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн марте будет можно на утреннем небе низко над юго-восточным горизонтом в условиях утренней зари. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и будет составлять 0,6m. 29 марта в предрассветные часы можно будет наблюдать сближение Сатурна и Луны до 1 градуса.

Уран при блеске 5,9m марте будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. С территории Республики Беларусь наблюдать Уран будет можно в вечернее время после захода Солнца. На протяжении месяца продолжительность видимости Урана постепенно сократится и в конце марта планета будет наблюдаться на фоне вечерней зари. Период вечерней видимости Урана приближается к завершению.

Нептун при блеске 7,9m в марте будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. 7 марта планета вступает в соединение с Солнцем, поэтому наблюдать Нептун в марте будет невозможно.

В марте самыми яркими астероидами будут Церера и Паллада. Астероид Паллада в марте будет перемещаться среди звезд созвездий Дева (до 8 марта) и Волопас (с 8 марта и до окончания месяца), имея блеск около 7,9m. Малая планета Церера в марте будет перемещаться по созвездию Змееносец, имея блеск 8,2m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  марте

В марте  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Лев, Ворон, Чаша, Волосы Вероники, Дева, Волопас, Северная Корона, Весы, Змея, Змееносец.

Обновлено 04.03.2019 17:24