Астрономические наблюдения в октябре 2020 года

Главные  астрономические  события  октября

01.10.2020 - Луна в полнолунии

02.10.2020 - Сближение Луны и планеты Марс на ночном небе

03.10.2020 - Сближение Венеры со звездной Регул на утреннем небе

03.10.2020 - Луна на максимальном удалении от Земли (406 321 км)

06.10.2020 - Сближение планеты Марс с Землей (0,415 а.е.)

06.10.2020 - Сближение Луны и скопления Гиады на вечернем небе

08.10.2020 - Максимум действия метеорного потока Дракониды (ZHR - переменное)

10.10.2020 - Луна в фазе последней четверти

11.10.2020 - Сближение Луны и скопления "Ясли" на ночном небе

13.10.2020 - Противостояние планеты Марс, максимальный блеск  -2,7m

14.10.2020 - Сближение Луны и планеты Венера на утреннем небе

16.10.2020 - Луна в новолунии

16.10.2020 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (356 915 км)

21.10.2020 - Максимум действия метеорного потока Ориониды (ZHR - 20)

22.10.2020 - Сближение Луны и планет Юпитер и Сатурн на вечернем небе

23.10.2020 - Луна в фазе первой четверти

29.10.2020 - Сближение Луны и планеты Марс на ночном небе

30.10.2020 - Луна на максимальном удалении от Земли (406 392 км)

31.10.2020 - Луна в полнолунии, второе полнолуние месяца ("Голубая Луна")

31.10.2020 - Противостояние планеты Уран, максимальный блеск  5,9m

Октябрь  разнообразен  на  небольшие  метеорные  потоки.  Первыми  высветят  ночное  небо  метеоры  из  метеорного  потока  Дракониды. Максимума  действия  Дракониды  достигнут  8  октября,  имея  максимальное  переменное число  метеоров  от  20  до  100  единиц  в  час.  Вторым  метеорным  потоком  октября  станет  метеорный  поток  южные-Тауриды.  Радиант  данного  метеорного  потока  находится  в  созвездии  Телец.  Максимума  действия  данный  метеорный  поток  достигнет  10  октября.  Максимальное  число  метеоров  не  превысит  5  единиц  в  час.  Затем,  11  октября  в  ночном  небе  можно  будет  наблюдать  метеорный  поток  дельта-Ауригиды.  Радиант  данного  метеорного  потока  расположен  в  созвездии  Возничий.  Максимальное  число  метеоров  в  максимуме   не  превысит  2-3  единиц  в  час.  Следующим  метеорным  потоком,  достигшим  максимума  станет  метеорный  поток  эпсилон-Геминиды.  Максимум  их  действия  наступит  18  октября  при  их  радианте  в  созвездии  Близнецы.  Максимальное  число  метеоров  не  превысит  3  единиц  в  час. В  завершении  октября  ночное  небо  высветят  метеоры  из  метеорного  потока  Ориониды.  Наблюдается этот  метеорный  поток  ежегодно  в  период  со  2  октября  по  7  ноября,  максимум  данного  метеорного  потока  приходится  на  21  октября,  во  время  которого  наблюдается  около  15-20  метеоров  в  час. Подробнее  обо  всех  метеорных  потоках,  наблюдаемых  с  территории  Республики  Беларусь,  можно  ознакомиться  здесь.

В  октябре  с  помощью  телескопов  имеется  возможность  понаблюдать  за  кометами. С территории  Республики  Беларусь  можно  будет  наблюдать  следующие  кометы:

С/2020 F3 "Neowise" - заканчивает свою видимость из наших широт. На протяжении октября при снижающемся блеске будет наблюдаться в созвездии Весы. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении октября будет можно после захода Солнца низко над юго-западным горизонтом. Вот такой ее можно было наблюдать совсем недавно - июле этого года:

Красавица Neowise! Июль 2020 года.

Комета C/2020 F3 "Neowise" - это комета с почти параболической орбитой, обнаруженная 27 марта 2020 года космическим телескопом NEOWISE. Данная комета прошла точку перигелия 4 июля текущего года на расстоянии 0.295 а.е. от Солнца. В максимуме своего блеска, комета достигла блеска около первой звездной величины. На минимальное расстояние к Земле комета приблизилась 23 июля, при этом расстояние от Земли до кометы составило 0.692 а.е.

Невооруженным глазом ее видели десятки тысяч человек по всему Северному полушарию! Астрономами и фотографами получены тысячи изображений кометы в самых различных ракурсах. Как и многие, наша команда посвятила наблюдению кометы "Неовайс" сразу несколько вечеров тротуарной астрономии и мы также смогли наблюдать всю ее красоту и великолепие!

88Р "Howell" - на протяжении октября при растущем блеске будет наблюдаться в созвездиях Скорпион, Змееносец и Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении октября будет можно после захода Солнца низко над юго-западным горизонтом.

Комета 88Р "Howell" (Хауэлла)  — это короткопериодическая комета из семейства Юпитера, которая была обнаружена 29 августа 1981 года американским астрономом Эллен Хауэлл на фотопластинке, полученной в Паломарской обсерватории на 46-сантиметровом телескопе системы Шмидта. Она была обнаружена в созвездии Кит и описана как диффузный объект 15 звёздной величины. Данная комета обладает довольно коротким периодом обращения вокруг Солнца — около 6 с половиной лет. Последний раз комета прошла свой перигелий 6 апреля 2015 года и в следующий раз пройдет точку перигелия 26 сентября 2020 года. А 14 сентября 2031 года ожидается довольно тесный проход кометы вблизи Марса. Комета сблизится с "красной планетой" на расстояние 0,074 а.е. (11,1 млн км).

Меркурий в октябре будет перемещаться по созвездиям Дева (до 7 октября), Весы (с 7 по 20 октября), с возвращением в созвездие Дева (с 20 октября). Наблюдать Меркурий в октябре будет крайне затруднительно по причине его одновременного захода с Солнцем за горизонт, а также соединения планеты с Солнцем.

Венера в октябре будет перемещаться по созвездиям Лев (до 22 октября), Дева (с 22 октября). Наблюдать Венеру в октябре будет можно на утреннем небе незадолго до восхода Солнца над восточным горизонтом в виде очень яркой звезды. На протяжении месяца блеск планеты достигнет значения -4,0m. На протяжении октября освещенность диска Венеры увеличится с 70% в начале месяца до 80% в конце месяца. В телескопы планета Венера будет видна в виде белого овала без деталей.

Марс на протяжении октября будет перемещаться по созвездию Рыбы. Наблюдать Марс в октябре будет можно на протяжении всей ночи. Блеск планеты Марс на протяжении месяца будет постепенно увеличиваться со значения -2,5m в начале месяца до значения -2,7m  к  моменту очередного противостояния, которое произойдет 13 октября 2020 года.

Планета Марс

Юпитер при блеске -2,1m на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Стрелец. Наблюдать Юпитер в октябре будет можно на протяжении первой половины ночи в виде весьма яркой звезды с желтоватым оттенком невысоко над южным и юго-западным горизонтом.

Сатурн на протяжении октября будет перемещаться по созвездию Стрелец. Наблюдать Сатурн в октябре будет можно на протяжении большей части ночи. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,6m.

Уран при блеске 6,0m в октябре будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в октябре будет можно на протяжении всей ночи над юго-восточным, южным и юго-западным  горизонтом. 31 октября планета Уран вступает в противостояние с Солнцем, благодаря чему, в октябре наступают  наилучшие условия видимости планеты в этом году.

Нептун при блеске 8,0m в октябре будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в октябре будет можно на протяжении всей ночи над юго-восточным, южным и юго-западным  горизонтом. 11 сентября планета Нептун прошла противостояние с Солнцем, благодаря чему, в октябре наилучшие условия видимости планеты в этом году все еще сохраняются.

В октябре самыми ярким астероидом будет астероид Флора. Астероид Флора в октябре будет перемещаться по созвездию Кит, имея блеск 8,0m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  октябре

В октябре самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Дельфин, Водолей, Андромеда, Персей, Телец, Пегас, Рыбы, Возничий, Овен, Треугольник, Кит.

Удачных  всем  наблюдений!