Астрономические наблюдения в апреле 2021 года

06.04.2021 - Сближение Луны и планеты Сатурн на утреннем небе

07.04.2021 - Сближение Луны и планеты Юпитер на утреннем небе

12.04.2021 - Луна в новолунии

12.04.2021 - Международный день космонавтики

14.04.2021 - Луна на максимальном удалении от Земли (406 120 км)

16.04.2021 - Сближение Луны со звездой Альдебаран на вечернем небе

17.04.2021 - Сближение Луны и планеты Марс на вечернем небе

18.04.2021 - Покрытие Луной звезды «эпсилон Близнецов» (3,1m) на вечернем небе

19.04.2021 - Покрытие Луной звезды «каппа Близнецов» (3,5m) на вечернем небе

20.04.2021 - Луна в фазе первой четверти

22.04.2021 - Сближение Луны со звездой Регул (1,3m) на ночном небе

22.04.2021 - Максимум действия метеорного потока Лириды (ZHR - 20)

26.04.2021 - Сближение Луны со звездой Спика (0,9m) на ночном небе

27.04.2021 - Суперлуние (первое в 2021 году)

27.04.2021 - Луна  на минимальном расстоянии от Земли (357377 км)

29.04.2021 - Сближение Луны со звездой Антарес на утреннем небе

30.04.2021 - Соединение планеты Уран с Солнцем

Метеорный поток

Итак, в апреле наступает видимость одного из крупных метеорных потоков Северного полушария - Лириды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии  Лира. Данное созвездие в апреле можно будет наблюдать в ночное и предрассветное время сначала над северо-восточным горизонтом, а затем в восточной части ночного и утреннего неба. Максимум метеорного потока Лириды наступит 22 апреля. Максимальное число падающих метеоров в этот день может  достичь 18-20 единиц в час.

Суперлуния

Суперлуние. Ратомка. 9 марта 2020 года.

27 апреля жители Республики Беларусь смогут наблюдать первое Суперлуние из трех наблюдаемых в 2021 году. Суперлуние – это астрономическое явление, редкий момент совпадения полнолуния и максимального приближения Луны к планете Земля. Так как Луна вращается вокруг Земли не по круговой, а по эллиптической орбите, то в некоторых точках своей орбиты Луна оказывается то на максимально близком расстоянии (точка перигея орбиты) от Земли, то на максимально удаленном (точка апогея орбиты) расстоянии. Луна совершает вокруг Земли один оборот за 29,5 суток и, время от времени, в точке перигея орбиты происходит именно полнолуние, которое называют еще «перигейным полнолунием» или просто Суперлунием.

В момент Суперлуния Луна визуально кажется немного больше привычных всем размеров. В размерах диаметр Луны увеличивается на 15%. Вместе с видимыми размерами увеличивается и яркость лунного диска, которая возрастает на 30%. Суперлуние  можно  наблюдать  практически  ежегодно. Совпадение полнолуния и максимального приближения Луны к Земле происходит через каждые 413,4 дня, то есть через каждые 14 лунных месяцев. Несмотря на то, что полнолуние вблизи либо в точке перигея орбиты происходит каждые 413,4 дня, суперлунием также принято считать и ближайшие до него полнолуния – одно до и одно после.

Наиболее близко (357313 км) от Земли Луна окажется именно во втором Суперлунии, которое наступит 26 мая 2021 года. В этот день время прохождения Луной наиболее близкой к Земле точки своей орбиты и время наступления полнолуния (14 часов 13 минут по минскому времени) сократятся до минимального значения для этого года. Видимый размер Луны в этот момент достигнет величины около 30 угловых минут, а яркость будет составлять в районе -12m. Последнее в этой тройке Суперлуние произойдет 24 июня 2021 года.

В апреле имеется возможность понаблюдать за несколькими неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

10P/Tempel - на протяжении апреля при растущем блеске будет наблюдаться в созвездиях Водолей и Рыбы. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении апреля будет можно на утреннем небе невысоко над юго-восточным горизонтом.

Описание: Комета 10P/Tempel — это короткопериодическая комета из семейства Юпитера, которая была открыта 4 июля 1873 года немецким астрономом Эрнстом Темпелем в обсерватории Брера, когда комета медленно двигалась по созвездию Рыб. Комета обладает довольно коротким периодом обращения вокруг Солнца — чуть более 5,3 года. При каждом своём возвращении к Солнцу комета демонстрирует стабильно предсказуемое поведение: через неделю или две после прохождения перигелия на комете начинаются случайные скачки яркости, достигающие 2 — 3 звёздных величин. Наиболее ярко эту особенность комета проявила в 1873 и 1967 годах. Комета имеет довольно крупное ядро, сравнимое по размеру с ядром кометы Галлея. Ядро настолько велико, что даже вблизи афелия блеск кометы не опускается ниже 21,0m.

Комета 10P/Tempel

С/2020 R4 (ATLAS) - на протяжении апреля при растущем блеске будет наблюдаться в созвездиях Орел, Змееносец, Геркулес, Северная Корона, Волопас. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении апреля будет можно на утреннем небе невысоко над юго-восточным горизонтом.

Описание: Комета C/2020 R4 (Atlas) — это долгопериодическая комета, открытая 12 сентября 2020 года автоматизированной системой ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System), как объект 19.7 звездной величины. Перигелий комета должна пройти в начале марта на расстоянии 1.029 а.е. от Солнца. К Земле комета C/2020 R4 (ATLAS) подойдет на минимальное расстояние 0.464 а.е. 24 апреля. В максимуме своего блеска, согласно предварительным расчетам, она достигнет блеска около 9.1m в третьей декаде апреля, когда будет видна высоко над горизонтом в течение всей ночи в созвездии Геркулеса.

Меркурий в апреле будет перемещаться по созвездиям Водолей (до 2 апреля), Рыбы (со 2 по 7 апреля, с 10 по 19 апреля), Кит (с 7 по 10 апреля), Овен (с 19 апреля). Наблюдать Меркурий в апреле будет невозможно из-за его соединения с Солнцем, которое произойдет 19 апреля. Блеск планеты на протяжении месяца будет постепенно увеличиваться со значения -0,5m в начале месяца до значения -2,0m к концу месяца. Освещенность диска Меркурия на протяжении месяца будет придерживаться значения около 100%.

Венера в апреле будет перемещаться по созвездиям Рыбы (до 14 апреля) и Овен (с 14 апреля). Наблюдать Венеру в апреле будет можно со второй половины месяца на утреннем небе над восточным горизонтом в условиях утренней зари.

Марс на протяжении апреля будет перемещаться по созвездиям Телец (до 24 апреля), Близнецы (с 24 апреля). Наблюдать Марс в апреле будет можно в вечернее время. Хорошим ориентиром для поиска планеты послужит скопление "Гиады" и яркая звезда "Альдебаран" . Блеск планеты Марс на протяжении месяца будет постепенно уменьшаться со значения 1,3m в начале месяца до значения 1,6m к концу месяца.

Юпитер при блеске -2,0m на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Козерог. Наблюдать Юпитер в апреле будет можно над восточным горизонтом на утреннем небе в условиях утренней зари.

Сатурн на протяжении апреля будет перемещаться по созвездию Козерог. Наблюдать Сатурн в апреле будет можно над восточным горизонтом на утреннем небе в условиях утренней зари. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,6m.

Планета Сатурн

Уран при блеске 6,0m в апреле будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в апреле будет невозможно, так как на протяжении всего месяца планета скрывается в лучах заходящего Солнца. 30 апреля планета Уран вступит в соединение с Солнцем, утренняя видимость Урана начнется с третьей декады мая, когда планету можно будет наблюдать на утреннем небе над восточным горизонтом в условиях утренней зари.

Нептун при блеске 8,0m в апреле будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в апреле будет можно со второй половины месяца на утреннем небе над восточным горизонтом в условиях утренней зари.

В апреле самым ярким астероидом будет астероид Веста. Астероид Веста в апреле будет перемещаться по созвездию Лев, имея блеск 6,5m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  апреле

В апреле самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия: Лев, Волосы Вероники, Волопас, Дева, Весы, Северная корона.

Обновлено 28.03.2021 08:52