Астрономические  наблюдения  в   январе   2020  года

Команда ASTROBEL  TEAM  поздравляет  всех  с  Новым  Годом  и  Рождеством!  Желаем  всем  чистого  неба,  ярких  звезд  и  творческих  побед  в  наблюдении  астрономических  объектов!

Главные  астрономические  события  января

02.01.2020 - Луна на максимальном удалении от Земли (404 576 км)

03.01.2020 - Луна в фазе первой четверти

04.01.2020 - Максимум действия метеорного потока Квадрантиды (ZHR-120)

05.01.2020 - Земля в перигелии (0,983 а.е. от Солнца)

07.01.2020 - Луна проходит через скопление Гиады (видимость на вечернем небе)

10.01.2020 - Луна в полнолунии

10.01.2020 - Полутеневое лунное затмение (видимость из Беларуси, начало - 20.08, окончание - 0.12)

13.01.2020 - Луна на максимальном приближении от Земли (365 962 км)

17.01.2020 - Луна в фазе последней четверти

24.01.2020 - Луна в новолунии

27.01.2020 - Сближение планет Венера и Нептун менее 30 угловых минут

28.01.2020 - Сближение Луны и планеты Венера при видимости на вечернем небе

29.01.2020 - Луна на максимальном удалении от Земли (405 359 км)

Полутеневое  лунное  затмение  10  января

10  января  жители  Республики  Беларусь  смогут  наблюдать  полутеневое  лунное  затмение!  Находясь  в  фазе  полнолуния,  Луна  вечером  10 января  пересечет  земную  полутень.  Данное  астрономическое явление  можно  будет  наблюдать  из  любой  части  Республики  Беларусь, а также со всей территории Российской  Федерации,  Европы, Азии, из восточной  Африки,  из западной  части  Австралии. Само  по  себе  данное  лунное  затмение  будет  незначительным, так  как  Луна  не  погрузится  непосредственно  в  земную  тень, а лишь  пройдет  практически  целиком  через  земную полутень, едва  затенив  один  из  своих  краев. Такое  явление,  зачастую,  и  вовсе  не  удается  наблюдать  невооруженным  глазом,  так  как  степень  падения  яркости  одного  из  краев  лунного  диска  в  момент  пересечения  земной  полутени  ничтожно  мала. Однако,  даже  при  столь незначительном  потемнении  такие  затмения  представляют  собой  неподдельный  интерес,  так  как  сами  по  себе  затмения  происходят  не  так  часто, особенно  в  умеренных  и  полярных  зонах,  во-вторых,  пожалуй,  для  любого  любителя  астрономии  даже  любое  незначительное   затмение  представляет  собой  очередную  возможность  произвести  наблюдение  столь  редкого  астрономического  явления.

Максимальный  процент  погружения  Луны  в  земную  полутень  во время полутеневого затмения 10 января составит  89%. Это позволит наблюдать потемнение края лунного диска как с помощью телескопов и биноклей, так и невооруженным глазом. Общая  продолжительность  полутеневого  лунного  затмения  от  момента  вхождения  Луны  в  полутень  Земли  и  выхода  Луны  из  полутени  будет  составлять  4  часа  04  минуты.

Фото полутеневого лунного  затмения, произошедшего 16 сентября 2016 года

Фото полутеневого лунного  затмения, произошедшего 16 сентября 2016 года

Итак, хронология  полутеневого  лунного  затмения  в  Минске  и  Республике  Беларусь  10-го  января  2020  года (время  минское):

• 16:41 - восход  Луны 10  января
  • 17:09 - заход  Солнца  10  января
  • 20:08 – начало полутеневого затмения Луны
  • 22.10 – момент максимума полутеневого лунного затмения (Луна будет наиболее близко находится к центру земной тени)
  • 00.12 - окончание  полутеневого  лунного  затмения 11 января.

Главным  метеорным  потоком  января  по  праву  считается  метеорный  поток  Квадрантиды,  радиант  которого  расположен  в  созвездии  Волопас.  Максимум  действия  данного  метеорного  потока  наступит  в ночь с 3 на 4  января,  а  максимальное  число  метеоров  в  час  может  составить  около  120  единиц.  Наблюдать   данное  созвездие,  а  также  метеорный  поток  в  январе  можно  во  второй  половине  ночи  сначала  в   восточной,  а  затем  практически  в  зените  ночного  неба.  Других  интересных  метеорных  потоков,  наблюдаемых  с  территории  Республики  Беларусь,  в  январе  не  ожидается.

В январе имеется возможность понаблюдать за несколькими кометами. С территории Республики Беларусь можно будет наблюдать следующие кометы:

С/2018 N2 "ASASSN" - на протяжении января при снижающемся блеске около 11m будет наблюдаться в созвездии Андромеда. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении января будет можно на протяжении всей ночи.

В середине 2018 года в ходе программы "All-Sky Automated Survey for Supernovae" (ASASSN), на снимках, сделанных 7-11 июля 2018 года с помощью 14-см обзорного телескопа "Кассиус" в Серро-Тололо была обнаружена новая комета с магнитудой около 16,1m. Новая комета получила обозначение C/2018 N2 "ASASSN". Точку перигелия данная комета прошла 11 ноября 2019 года. Максимального блеска 10.5 звездной величины она достигла в октябре 2019 года. На минимальное расстояние к Земле комета подошла 20 октября 2019 года. (2.213 а.е.).

Комета C/2018 N2 "ASASSN".

С/2017 Т2 "PanStarrs" - на протяжении января при растущем блеске около 10m будет наблюдаться в созвездии Персей. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении января будет можно на протяжении всей ночи.

Комета С/2017 Т2 "PanStarrs" — это долгопериодическая комета, движущаяся по гиперболической орбите. Она была открыта 2 октября 2017 года с помощью 1,8-метрового телескопа панорамного обзора неба Pan-STARRS. Комета C/2017 T2 "PanStarrs" пройдет точку перигелия 5 мая 2020 года, но блеск набирать начнет уже в 2019 году. Она будет видна в небольшие любительские приборы с октября 2019 года и до конца года постепенно увеличит свой блеск вплоть до 9 величины. Комета сблизится с Землей на минимальное расстояние целых два раза — в первый раз в 2019 году — 29 декабря до 1.520 а.е., второе сближение будет уже 28 мая 2020 года до 1.659 а.е. Максимум блеска кометы (8.3 звездная величина) придется на май 2020 года. Наблюдаться в небольшие приборы комета C/2017 T2 "PanStarrs" будет до октября 2020 года.

Меркурий в январе будет перемещаться по созвездиям Стрелец (до 16 января),  а также Козерог (с 16 января до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий в январе будет можно в последних числах месяца на вечернем небе после захода Солнца низко над юго-западным горизонтом. На протяжении месяца блеск планеты будет придерживаться значения -1,0m.

Венера в январе будет перемещаться по созвездиям Козерог (до 11 января), а также Водолей (с 11 января и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в январе будет можно на вечернем небе невысоко у юго-западного горизонта на фоне вечерней зари. На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и к концу месяца достигнет значения -4.0m.

Сближение Луны и планеты Венера на вечернем небе 28 января

Марс на протяжении января будет перемещаться по созвездию Весы. С территории Республики Беларусь наблюдать Марс в январе будет можно на утреннем небе невысоко над юго-восточным горизонтом на фоне утренней зари. Блеск планеты Марс на протяжении месяца существенно не изменится и составит 1,7m.

Юпитер при блеске -1,8m на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Стрелец. Так как 27 декабря Юпитер прошел соединение с Солнцем, наблюдать Юпитер в январе будет можно с середины месяца на утреннем небе в условиях утренней зари.

Сатурн на протяжении января будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн в январе будет невозможно. Период вечерней видимости Сатурна подходит к завершению и 13 января Сатурн проходит соединение с Солнцем. Наблюдения Сатурна станут возможны уже с февраля на утреннем небе. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,6m.

Уран при блеске 5,9m в январе будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в январе будет можно на протяжении большей части ночи.

Нептун при блеске 7,9m в январе будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в январе будет можно в вечернее время до наступления полуночи. Прекрасным ориентиром для поиска планеты Нептун являются звезды 90 (4,2m), 91 (4,2m), 73 (3,7m) Водолея.

В январе самым ярким астероидом будет астероид Веста. Астероид Веста в январе будет перемещаться по созвездиям Кит и Овен, имея блеск 7,4m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  январе

В январе  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Близнецы, Рак,  Орион,  Заяц, Большой  пес,  Малый  пес, Единорог, Гидра, Секстант,  Лев.

Обновлено 30.12.2019 18:20