Астрономические  наблюдения  в   январе   2023  года

Команда ASTROBEL  TEAM  поздравляет  всех  с  Новым  Годом  и  Рождеством!  Желаем  всем  чистого  неба,  ярких  звезд  и  творческих  побед  в  наблюдении  астрономических  объектов!

Главные  астрономические  события  января

02.01.2023 - Покрытие Луной планеты Уран на ночном небе

03.01.2023 - Сближение Луны и планеты Марс на вечернем небе

04.01.2023 - Максимум действия метеорного потока Квадрантиды (ZHR-120)

04.01.2023 - Земля на минимальном расстоянии 0,983 а.е. от Солнца (перигелий)

06.01.2023 - Луна в полнолунии

07.01.2023 - Планета Меркурий в соединении с Солнцем

08.01.2023 - Луна на максимальном удалении от Земли (406 459 км)

08.01.2023 - Сближение Луны со скоплением М44 "Ясли" на ночном небе

10.01.2023 - Сближение Луны со звездой Регул на ночном и утреннем небе

12.01.2023 - Максимальное сближение кометы С/2022 Е3 "ZTF" с Солнцем

15.01.2023 - Сближение Луны со звездой Спика (0,9m) на утреннем небе

15.01.2023 - Луна в фазе последней четверти

18.01.2023 - Сближение Луны со звездой Антарес на утреннем небе

21.01.2023 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (356 570 км)

21.01.2023 - Луна в новолунии

22.01.2023 - Сближение планет Венера и Сатурн на вечернем небе

23.01.2023 - Сближение Луны с планетами Венера и Сатурн на вечернем небе

25.01.2023 - Сближение Луны и планеты Нептун на вечернем небе

26.01.2023 - Сближение Луны и планеты Юпитер на вечернем небе

28.01.2023 - Луна в фазе первой четверти

Фотография месяца

Туманность Розетка - это гигантская эмиссионная туманность, расположенная вблизи одного из больших молекулярных облаков в созвездии Единорог галактики Млечный Путь. Она является областью ионизированного водорода, где происходят активные процессы звездообразования. Альберт Март был первым, кто смог различить детали строения туманности Розетка. Барнард независимо от него обнаружил туманность в 1883 году, пытаясь обнаружить новые кометы, и его наблюдения побудили Льюиса Свифта опубликовать заметку о туманности Розетка в 1884 году. Повторно исследуя этот сектор неба в 1886, Свифт обнаружил еще одну деталь в восточной части туманности. Полный размер туманности не был известен до того, как Барнард начал в начале 1890-х фиксировать астрономические наблюдения на фотопластины.

Туманность находится на расстоянии примерно 5200 световых лет от Земли (хотя оценки расстояния значительно различаются). Диаметр составляет примерно 130 световых лет. Масса туманности, по оценкам, составляет около 10 тысяч солнечных масс. Из-за обилия водорода туманность имеет красный оттенок на большинстве фотографий. В центре туманности находятся яркие голубые звезды рассеянного скопления NGC 2244. Тёмные пылевые волокна пронизывают всю туманность. Наблюдения показывают наличие быстро движущихся молекулярных сгустков, происхождение которых остаётся загадкой.

Обзор туманности с рентгеновской обсерватории Чандра в 2001 году показал наличие очень горячих молодых звёзд в центре туманности. Эти звезды разогревают окружающий газ до температуры порядка 6000 тысяч кельвинов, заставляя их излучать в рентгеновских лучах. Их ветры и мощное излучение выдувают вещество из центра туманности. Считается, что давление звёздного ветра приводит к образованию глобул из пыли и газа, которые медленно разрушаются под воздействием мощного излучения и ветра. Если эти глобулы в молекулярном облаке оставить в одиночестве на достаточно долгое время, в них, вероятно, начнут формироваться звезды и планеты.

Главным  метеорным  потоком  января  по  праву  считается  метеорный  поток  Квадрантиды. Свое название данный метеорный поток получил из старинного названия созвездия Стенной Квадрант (в современной астрономии не используется). В настоящее время радиант (область, из которой как бы вылетают метеоры) данного метеорного потока расположен в созвездии Волопас. Квадрантиды были открыты еще в 1839 году, но только в 2003 году был обнаружен предполагаемый родоначальник данного метеорного потока - астероид (196256) 2003 EН1. Именно благодаря ему, как предполагают астрономы, с 28 декабря до 8 января на Земле можно наблюдать самый настоящий «звездопад»!

Метеорный поток Квадрантиды достигает максимума своего действия в ночь с 3 на 4 января. В это время жители Земли могут наблюдать от 45 до 100, а порой и 200 метеоров за один час.  Наилучшие условия наблюдений метеорного потока Квадрантиды с территории Республики Беларусь наступают во второй половине ночи, когда над восточным горизонтом появляется созвездие Волопас. Ближе к утру созвездие поднимается достаточно высоко над горизонтом и проходит близко к зениту, что позволяет наблюдать метеорный поток во всей своей красоте. В 2023 году в момент максимума действия метеорного потока Квадрантиды положение Луны в фазе близ полнолуния может частично помешать наблюдениям данного метеорного потока.

Не стоит забывать, что следующий активный метеорный поток - Лириды, видимый в Северном полушарии, будет наблюдаться в конце апреля, первый весенний месяц когда распускаются первые цветы. Если вы хотите порадовать себя или своих близких свежими цветами круглый год, то предлагаю вам к посещению этот ресурс - https://flowersmuse.ru/.

В январе имеется возможность понаблюдать за неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

Комета С/2020 V2 "ZTF" - на протяжении января при блеске около 10m будет наблюдаться в созвездиях Цефей и Кассиопея. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении января будет можно на протяжении всей ночи.

Комета С/2020 V2 "ZTF"

Описание: 2 ноября 2020 года в ходе программы мониторинга "Zwicky Transient Facility" с помощью 1,2-метрового телескопа Шмидта на горе Паломар (США) был обнаружен астероидоподобный объект. Объект имел среднюю яркость 19 звездной величины на четырех экспозициях, полученных в созвездии Волос Береники. Однако наблюдения, проведенные в последующие дни астрометрами ПЗС из других мест, обнаружили кометную активность в виде комы с угловым размером 8” и без обнаружения наличия хвоста. Впоследствии были найдены предоткрытые изображения кометы с величиной от 20 до 21, полученные обзором Маунт-Леммон с 18 апреля по 13 июня 2020 года, которые послужили для уточнения расчета ее орбиты.

C/2020 V2 (ZTF) — новая комета с внешнего края Облака Оорта, которая достигнет своего перигелия 8 мая 2023 года на минимальном расстоянии 2,23 а.е. от Солнца и при максимальном сближении с Землей значительно позже - 17 сентября 2023 года на расстоянии 1,85 а.е. от нашей планеты. При абсолютной звездной величине, близкой к 3,1, она имеет довольно большое ядро ​​порядка 6 км в диаметре, что сделает его относительно ярким, несмотря на то, что он не входит во внутреннюю часть Солнечной системы. Из кривой блеска, рассчитанной с его текущим коэффициентом увеличения яркости n = 4,3, следует, что он останется с яркостью от 9,5 до 9 звездных величин с января по сентябрь 2023 года, будучи все это время наблюдаемым в небольшие телескопы из северного полушария и экваториальных широт.

Комета С/2022 Е3 "ZTF" - на протяжении января при блеске около 7m будет наблюдаться в созвездиях Северная Корона, Волопас, Дракон, Малая Медведица, Жираф. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении января будет можно во второй половине ночи.

Комета С/2022 Е3 "ZTF"

Описание: 2 марта 2022 года в созвездии Орла на расстоянии 4 а.е. от Солнца была замечена новая комета. Тогда она казалась тусклой точкой: ее видимый блеск составлял 17m. На данный момент ее блеск составляет примерно 10m. Сейчас комета движется к внутренней части Солнечной системы в созвездии Северная Корона, постепенно становясь все ярче. 12 января 2023 года она достигнет перигелия, то есть максимально приблизится к Солнцу, а 1 февраля пролетит рядом с Землей на расстоянии 0,28 а.е. Именно в это время будет лучше всего наблюдать комету, так как она достигнет максимальной яркости. Ожидаемый видимый блеск в разных источниках варьируется от 5m до 7m. Предполагается, что к тому времени комету можно будет наблюдать в бинокль или, по некоторым прогнозам, даже невооруженным глазом.

Планета

Нептун

Водолей

8,0m 2.4 угл. сек.

Вечер

В январе 2023 года самым ярким из астероидов будет астероид Паллада. Астероид Паллада в январе будет перемещаться по созвездию Большой Пес, имея блеск 7,7m.

Малая планета Паллада. Фото: NASA

Впервые Палладу обнаружил Шарль Мессье в 1779 году, однако тогда астроном не заметил движения объекта по небосводу и потому принял астероид за звезду. Паллада - это второй по счету объект, открытый в главном поясе астероидов. Раньше была обнаружена только малая планета Церера. Паллада движется по эллиптической орбите вокруг Солнца, поэтому расстояние между этими телами непостоянно. Минимальная дистанция между астероидом и Солнцем составляет 319 млн км. Максимальное же расстояние равно 510,7 млн км. Паллада тратит 4,6 земных года на один оборот вокруг Солнца. Астероид также вращается вокруг собственной оси, совершая один оборот за каждые 7,8 часов. Астероид Паллада в 28 тысяч раз легче Земли. По размеру, и по массе Паллада занимает третье место среди объектов главного пояса, уступая только Церере и Весте.

Большой вклад в исследование Паллады внес японец Хираяма Киецугу. Именно он обнаружил, что существует целое семейство подобных Палладе астероидов. Дальнейший прогресс в изучении Паллады был связан с развитием телескопов. Телескоп «Хаббл» смог снять астероид с разрешением 70 км на 1 пиксель. Впервые отдельные кратеры на поверхности Паллады удалось обнаружить с помощью комплекса телескопов VTL. Для оценки массы астероида использовались данные, собранные на поверхности и орбите Марса, так как Паллада незначительно влияет на движение красной планеты. Из-за большого наклона орбиты, превышающего 34°, Палладу очень тяжело исследовать с помощью космических аппаратов. Однако в 2024 году планируется запуск миссии «Психея», в рамках которой возможен вспомогательный полет зонда «Афина» к Палладе.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  январе

В январе  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Близнецы, Рак,  Орион,  Заяц, Большой  пес,  Малый  пес, Единорог, Гидра, Секстант,  Лев.

Обновлено 07.01.2023 12:49