Астрономические  наблюдения  в   марте   2021  года

Главные  астрономические  события  марта

02.03.2021 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (365 427 км)

02.03.2021 - Сближение Луны со звездой Спика (0,9m) на ночном небе

05.03.2021 - Сближение планет Меркурий и Юпитер на утреннем небе

05.03.2021 - Сближение Луны со звездой Антарес на утреннем небе

06.03.2021 - Луна в фазе последней четверти

10.03.2021 - Сближение Луны и планеты Сатурн на утреннем небе

11.03.2021 - Планета Нептун в соединении с Солнцем

13.03.2021 - Луна в новолунии

17.03.2021 - Сближение Луны и планеты Уран на вечернем небе

18.03.2021 - Луна на максимальном удалении от Земли (405 254 км)

19.03.2021 - Сближение Луны и планеты Марс на вечернем небе

20.03.2021 - День весеннего равноденствия

21.03.2021 - Луна в фазе первой четверти

26.03.2021 - Сближение Луны со звездой Регул (1,3m) на ночном небе

26.03.2021 - Планета Венера в соединении с Солнцем

27.03.2021 - Покрытие Луной звезды «ню Девы» (4,0m) на ночном небе

28.03.2021 - Луна в полнолунии

29.03.2021 - Сближение Луны со звездой Спика (0,9m) на ночном небе

30.03.2021 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (360 307 км)

Март не богат метеорными потоками, наблюдаемыми в северном полушарии нашей планеты. Одним из немногих метеорных потоков в марте является метеорный поток Гамма-Нормиды с видимостью в южном полушарии. Ближайший крупный метеорный поток северного полушария - Лириды, будет наблюдаться только в апреле.

В марте имеется возможность понаблюдать за несколькими неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

10P/Tempel - на протяжении марта при растущем блеске будет наблюдаться в созвездиях Козерог и Водолей. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении марта будет можно на утреннем небе низко над юго-восточным горизонтом.

Описание: Комета 10P/Tempel — это короткопериодическая комета из семейства Юпитера, которая была открыта 4 июля 1873 года немецким астрономом Эрнстом Темпелем в обсерватории Брера, когда комета медленно двигалась по созвездию Рыб. Комета обладает довольно коротким периодом обращения вокруг Солнца — чуть более 5,3 года. При каждом своём возвращении к Солнцу комета демонстрирует стабильно предсказуемое поведение: через неделю или две после прохождения перигелия на комете начинаются случайные скачки яркости, достигающие 2 — 3 звёздных величин. Наиболее ярко эту особенность комета проявила в 1873 и 1967 годах. Комета имеет довольно крупное ядро, сравнимое по размеру с ядром кометы Галлея. Ядро настолько велико, что даже вблизи афелия блеск кометы не опускается ниже 21,0m.

Комета 10P/Tempel

С/2020 R4 (ATLAS) - на протяжении марта при растущем блеске будет наблюдаться в созвездиях Водолей, Козерог и Орел. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении марта будет можно на утреннем небе не высоко над юго-восточным горизонтом.

Описание: Комета C/2020 R4 (Atlas) — это долгопериодическая комета, открытая 12 сентября 2020 года автоматизированной системой ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System), как объект 19.7 звездной величины. Перигелий комета должна пройти в начале марта на расстоянии 1.029 а.е. от Солнца. К Земле комета C/2020 R4 (ATLAS) подойдет на минимальное расстояние 0.464 а.е. 24 апреля. В максимуме своего блеска, согласно предварительным расчетам, она достигнет блеска около 9.1m в третьей декаде апреля, когда будет видна высоко над горизонтом в течение всей ночи в созвездии Геркулеса.

Меркурий в марте будет перемещаться по созвездиям Козерог (до 13 марта) и Водолей (с 13 марта). Наблюдать Меркурий в марте будет крайне затруднительно из-за практически одновременного его восхода с Солнцем. Тем не менее, планета наблюдается на утреннем небе низко над юго-восточным горизонтом в условиях утренней зари. Блеск Меркурия на протяжении месяца будет придерживаться значения 0m. Освещенность диска Меркурия на протяжении месяца будет увеличиваться со значения 45% до значения 85%.

Венера в марте будет перемещаться по созвездиям Водолей (до 17 марта) и Рыбы (с 17 марта). Наблюдать Венеру в марте будет невозможно так как 26 марта планета вступает в соединение с Солнцем. Для наблюдений на утреннем небе планета Венера станет доступной со второй половины апреля.

Марс на протяжении марта будет перемещаться по созвездию Телец. Наблюдать Марс в марте будет можно в вечернее время. Хорошим ориентиром для поиска планеты послужит скопление М45 "Плеяды". Блеск планеты Марс на протяжении месяца будет постепенно уменьшаться со значения 0,9m в начале месяца до значения 1,3m к концу месяца.

Аппарат NASA "Perseverance" (Настойчивость) на поверхности планеты Марс. Посадка была произведена 18 февраля

Юпитер при блеске -2,0m на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Козерог. Наблюдать Юпитер в марте будет можно над восточным горизонтом на утреннем небе в условиях утренней зари.

Сатурн на протяжении марта будет перемещаться по созвездию Козерог. Наблюдать Сатурн в марте будет можно над восточным горизонтом на утреннем небе в условиях утренней зари. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,6m.

Планета Сатурн

Уран при блеске 6,0m в марте будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в марте будет можно в вечернее время над западным горизонтом.

Нептун при блеске 8,0m в марте будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в марте будет невозможно так как 11 марта планета вступает в соединение с Солнцем. Для наблюдений на утреннем небе Нептун станет доступным с середины апреля.

В марте самым ярким астероидом будет астероид Веста. Астероид Веста в марте будет перемещаться по созвездию Лев, имея блеск 6,0m. Наступили условия видимости астероида Веста невооруженным глазом.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  марте

В марте  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Лев, Ворон, Чаша, Волосы Вероники, Дева, Волопас, Северная Корона, Весы, Змея, Змееносец.

Обновлено 27.02.2021 10:01