Астрономические  наблюдения  в   октябре   2019  года

Главные  астрономические  события  октября

03.10.2019 - Сближение луны и планеты Юпитер на вечернем небе

04.10.2019 - Сближение планеты Нептун и кометы C/2018 W2 "Africano"

05.10.2019 - Луна в фазе первой четверти

05.10.2019 - Сближение луны и планеты Сатурн на вечернем небе

09.10.2019 - Максимум действия метеорного потока Дракониды (ZHR - от 20 до 100 в час)

13.10.2019 - Луна в полнолунии

17.10.2019 - Транзит луны по рассеянному скоплению Гиады

17.10.2019 - Сближение луны со звездной Альдебаран из созвездия Телец

19.10.2019 - Сближение луны со звездной Тейят (мю Близнецов, 2,8m)

21.10.2019 - Луна в фазе последней четверти

21.10.2019 - Максимум действия метеорного потока Ориониды (ZHR - до 15 в час)

22.10.2019 - Сближение луны и рассеянного скопления М44 "Ясли"

28.10.2019 - Луна в новолунии

28.10.2019 - Планета Уран в противостоянии с Солнцем

31.10.2019 - Тесное сближение луны и планеты Юпитер на вечернем небе

Октябрь  разнообразен  на  небольшие  метеорные  потоки.  Первыми  высветят  ночное  небо  метеоры  из  метеорного  потока  Дракониды. Максимума  действия  Дракониды  достигнут  9  октября,  имея  максимальное  переменное число  метеоров  от  20  до  100  единиц  в  час.  Вторым  метеорным  потоком  октября  станет  метеорный  поток  южные-Тауриды.  Радиант  данного  метеорного  потока  находится  в  созвездии  Телец.  Максимума  действия  данный  метеорный  поток  достигнет  10  октября.  Максимальное  число  метеоров  не  превысит  5  единиц  в  час.  Затем,  11  октября  в  ночном  небе  можно  будет  наблюдать  метеорный  поток  дельта-Ауригиды.  Радиант  данного  метеорного  потока  расположен  в  созвездии  Возничий.  Максимальное  число  метеоров  в  максимуме   не  превысит  2-3  единиц  в  час.  Следующим  метеорным  потоком,  достигшим  максимума  станет  метеорный  поток  эпсилон-Геминиды.  Максимум  их  действия  наступит  18  октября  при  их  радианте  в  созвездии  Близнецы.  Максимальное  число  метеоров  не  превысит  3  единиц  в  час. В  завершении  октября  ночное  небо  высветят  метеоры  из  метеорного  потока  Ориониды.  Наблюдается этот  метеорный  поток  ежегодно  в  период  со  2  октября  по  7  ноября,  максимум  данного  метеорного  потока  приходится  на  21  октября,  во  время  которого  наблюдается  около  15-20  метеоров  в  час. Подробнее  обо  всех  метеорных  потоках,  наблюдаемых  с  территории  Республики  Беларусь,  можно  ознакомиться  здесь.

В октябре  имеется  возможность  понаблюдать  за  кометами. С территории  Республики  Беларусь  можно  будет  наблюдать  следующие  кометы:

С/2018 W2 "Africano" - на протяжении октября при снижающемся блеске около 10m будет наблюдаться в созвездиях Рыбы (до 3 октября), Водолей (с 3 по 14 октября), Южная Рыба (с 14 до 23 октября). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении октября будет можно на протяжении всей ночи до третьей декады, после чего комета перейдет в Южное полушарие и скроется за южным горизонтом.

Комета C/2018 W2 (Africano) была обнаружена 27 ноября 2018 года на обзоре неба Mt. Lemmon (штат Аризона, США). Комета, двигающаяся по сильно наклонённой орбите при открытии имела яркость около 18m и была расположена в северном приполярном небе. В приполярном небе данная комета находилась до августа 2019 года, после чего, с конца августа, резко направилась к югу. Комета C/2018 W2 прошла перигелий 6 сентября 2019 года, а тремя неделями позже приблизилась к Земле на 1.48 а.е. В сентябре нашей команде Astrobel Team удалось получить несколько фото данной кометы, которые мы представляем ниже.

Комета C/2018 W2 (Africano).

Телескоп Sky Watcher BKP 2008 HEQ5 SynScan PRO, фотоаппарат Canon EOS 1100Da. 35*30 сек, ISO-1600, дарки, биасы, флеты. Обработка DSS, FITStacker, PS.

Комета C/2018 W2 (Africano).

289Р "Blanpain" - на протяжении октября при растущем блеске около 10m будет перемещаться вдоль границы созвездий Водолей и Южная Рыба. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении октября будет можно на протяжении всей ночи невысоко над южным горизонтом.

Комета 289Р "Blanpain" - это короткопериодическая комета, открытая 28 ноября 1819 года французскими астроном Ж.Ж. Бланпэном. Независимо от него комета была открыта Ж.Л. Понсом 5 декабря того же года. После открытия комета не наблюдалась почти 200 лет. В 2003 году был открыт астероид 2003 WY25, орбита которого совпала с орбитой пропавшей кометы. В 2005 году у этого астероида была обнаружена слабая кома. Комета Бланпэна считается источником метеорного потока Фенициды.

Меркурий в октябре будет перемещаться по созвездиям Дева (до 9 октября), а также Весы (с 9 октября до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий в октябре будет крайне затруднительно по причине одновременного его захода за горизонт вместе с Солнцем.

Венера в октябре будет перемещаться по созвездиям Дева (до 15 октября), а также Весы (с 15 октября и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в октябре будет затруднительно, так как планета практически одновременно заходит за горизонт вместе с Солнцем. На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и к концу месяца достигнет значения -4.0m.

Марс на протяжении октября будет перемещаться по созвездию Дева. С территории Республики Беларусь наблюдать Марс в октябре будет можно на утреннем небе невысоко над восточным и юго-восточным горизонтом на фоне утренней зари. Блеск планеты Марс на протяжении месяца существенно не изменится и составит 1,8m.

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Змееносец. С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в октябре будет можно на вечернем небе у юго-западного горизонта. Блеск Юпитера на протяжении месяца существенно не изменится и будет составлять -1,8m. 3 октября на вечернем небе можно будет наблюдать сближение Юпитера и Луны. Видимое расстояние между объектами составит чуть менее 3 градусов. Кроме этого, 31 октября Юпитер тесно сблизится с диском Луны на видимое расстояние до 10 угловых минут. Это позволит наблюдать Юпитер и диск Луны в одном поле зрения телескопа как на малых, так и средних увеличениях. Это сближение будет наблюдаться также на вечернем небе.

Сближение Луны и планеты Юпитер на вечернем небе 31 октября

Сатурн на протяжении октября будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн будет можно на вечернем небе у юго-западного горизонта. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,5m. 5 октября на вечернем небе можно будет наблюдать сближение Сатурна и Луны. Видимое расстояние между объектами составит чуть менее 3 градусов.

Сближение Луны и планеты Сатурн на вечернем небе 5 октября

Уран при блеске 5,9m в октябре будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в октябре будет можно на протяжении всей ночи. 28 октября планета Уран вступает в противостояние с Солнцем, обеспечив наилучшие условия видимости планеты в этом году.

Нептун при блеске 7,9m в октябре будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в октябре будет можно на протяжении всей ночи. Прекрасным ориентиром для поиска планеты Нептун станет звезда 90 Водолея (? Водолея, HD 219215, 4,2m). 10 сентября планета Нептун вступила в противостояние с Солнцем, поэтому наилучшие условия видимости далекой планеты в этом году все еще сохраняются. 4 октября в ночном небе произойдет сближение планеты Нептун и кометы C/2018 W2 "Africano" на видимое расстояние до 1 градуса.

В октябре самыми яркими астероидами будут Веста и Метида. Астероид Веста в октябре будет перемещаться по созвездию Телец, имея блеск 6,6m. Астероид Метида в октябре будет перемещаться среди звезд созвездий Кит, Рыбы, имея блеск около 8,6m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  октябре

В октябре самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Дельфин, Водолей, Андромеда, Персей, Телец, Пегас, Рыбы, Возничий, Овен, Треугольник, Кит.

Удачных  всем  наблюдений!