Астрономические наблюдения в апреле 2023 года

10.04.2023 - Сближение Луны со звездой Антарес на утреннем небе

11.04.2023 - Планета Юпитер в соединении с Солнцем

12.04.2023 - День космонавтики

13.04.2023 - Луна в фазе последней четверти

16.04.2023 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (367 967 км)

16.04.2023 - Сближение Луны и планеты Сатурн на утреннем небе

17.04.2023 - Сближение Луны и планеты Нептун на утреннем небе

20.04.2023 - Луна в новолунии

22.04.2023 - Максимум действия метеорного потока Лириды (ZHR - 20)

23.04.2023 - Сближение Луны с планетой Венера на вечернем небе

26.04.2023 - Сближение Луны и планеты Марс на вечернем небе

27.04.2023 - Луна в фазе первой четверти

28.04.2023 - Луна на максимальном удалении от Земли (404 300 км)

29.04.2023 - Сближение Луны со звездой Регул на вечернем небе

Фотография месяца

Галактика Сомбреро (M104)

Галактика Сомбреро (M104) – это спиральная галактика, расположенная в созвездии Дева. Она имеет блеск 8,9m и находится на расстоянии 29,3 миллиона световых лет от Земли. Галактика М104 была обнаружена другом и коллегой Шарля Мессье Пьером Мешейном 11 мая 1781 года. Шарль Мессье сделал рукописную запись о M104 и нескольких других объектах (галактики M105, M106, M107, M108 и M109) и добавил их в свой личный список. Однако M104 официально не была включена в каталог Мессье до 1921 года, когда французский астроном и писатель Камиль Фламмарион нашел личный список Мессье, идентифицировал объект как NGC 4594 и объявил, что он должен быть добавлен в каталог. В то же время, Уильям Гершель самостоятельно открыл М104 9 мая 1784 года и отметил “темный слой”, который теперь известен как пыльная полоса. Гершель описал его как “вытянутый” и “очень яркий к середине”.

Галактика Сомбреро имеет невероятно яркое ядро, необычно большую центральную выпуклость и заметную темную пыльную полосу в своем диске. Появление галактической выпуклости и пыльной полосы, которая пересекает ее, делают М104 похожую на шляпу "сомбреро". Пыльная полоса имеет форму симметричного кольца вокруг выпуклости. Кольцо содержит большую часть холодного водорода и пыли и является основным местом активного звездообразования. Галактика М104 является самой яркой галактикой в пределах 32,6 миллионов световых лет от Млечного Пути. Галактика Сомбреро имеет большое количество шаровых скоплений. Наблюдения позволили получить оценки в диапазоне от 1200 до 2 000 глобул (газо-пылевых туманностей).

Галактика М104 удаляется от нас со скоростью 1 024 км/с. Огромная скорость M104 была впервые измерена американским астрономом Весто Слайфером в обсерватории Лоуэлла в 1912 году. В то время это было самое большое красное смещение, когда-либо измеренное. Проведенный Слайфером расчет красного смещения Галактики Сомбреро и аналогичные наблюдения из других галактик стали ключевым доказательством существования расширяющейся вселенной и теории Большого Взрыва.

Ядро галактики Сомбреро содержит ионизированный газ, но газ этот слабо ионизирован и ядро классифицируется как область низкой ионизации ядерной эмиссии (LINER). Основываясь на инфракрасных наблюдениях, ядро M104, как полагают астрономы, лишено какой-либо значительной звездообразующей активности. В центре Галактики Сомбреро находится сверхмассивная черная дыра. Исследования с использованием данных космического телескопа Хаббл и канадско-франко-гавайского телескопа (CFHT) в 1990-х годах показали, что скорость вращения звезд вблизи ядра галактики была бы невозможна, если бы в центре не было объекта с массой 1 миллиард солнечных масс. Центральная черная дыра в M104 является одной из самых массивных черных дыр, обнаруженных в любых соседних галактиках.

Итак, в апреле наступает видимость одного из крупных метеорных потоков Северного полушария - Лириды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии  Лира. Данное созвездие в апреле можно будет наблюдать в ночное и предрассветное время сначала над северо-восточным горизонтом, а затем в восточной части ночного и утреннего неба. Максимум метеорного потока Лириды наступит 22 апреля. Максимальное число падающих метеоров в этот день может достичь 18-20 единиц в час.

В апреле имеется возможность понаблюдать за несколькими неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

Комета С/2022 Е3 "ZTF" - на протяжении апреля при блеске около 11m будет наблюдаться в созвездиях Эридан и Заяц. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении апреля будет можно на вечернем небе после захода Солнца.

Комета С/2022 Е3 "ZTF"

Описание: 2 марта 2022 года в созвездии Орла на расстоянии 4 а.е. от Солнца была замечена новая комета. Тогда она казалась тусклой точкой: ее видимый блеск составлял 17m. На данный момент ее блеск составляет примерно 11m. 12 января 2023 года комета С/2022 Е3 "ZTF" достигла перигелия, то есть максимально приблизилась к Солнцу, а 1 февраля пролетела рядом с Землей на расстоянии 0,28 а.е. Именно в это время комета имела лучшие условия видимости, так как она достигла максимальной яркости. Комету можно наблюдать в бинокль или небольшой телескоп. Со всеми подробностями о данной комете можно ознакомиться здесь, а также ознакомиться здесь. О сближении данной кометы с планетой Марс можно ознакомиться здесь. Кроме этого, о отчетами о наблюдении данной кометы в пригороде Минска можно ознакомиться здесь и здесь. C лучшими фотографиями данной кометы можно ознакомиться в видеоролике о данной комете, который находится на нашем канале в Youtube.

Комета С/2020 V2 "ZTF" - на протяжении апреля при блеске около 10m будет наблюдаться в созвездиях Треугольник и Овен. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении апреля будет можно на вечернем небе после захода Солнца.

Комета С/2020 V2 "ZTF"

Описание: 2 ноября 2020 года в ходе программы мониторинга "Zwicky Transient Facility" с помощью 1,2-метрового телескопа Шмидта на горе Паломар (США) был обнаружен астероидоподобный объект. Объект имел среднюю яркость 19 звездной величины на четырех экспозициях, полученных в созвездии Волос Береники. Однако наблюдения, проведенные в последующие дни астрометрами ПЗС из других мест, обнаружили кометную активность в виде комы с угловым размером 8” и без обнаружения наличия хвоста. Впоследствии были найдены предоткрытые изображения кометы с величиной от 20 до 21, полученные обзором Маунт-Леммон с 18 апреля по 13 июня 2020 года, которые послужили для уточнения расчета ее орбиты.

C/2020 V2 (ZTF) — новая комета с внешнего края Облака Оорта, которая достигнет своего перигелия 8 мая 2023 года на минимальном расстоянии 2,23 а.е. от Солнца и при максимальном сближении с Землей значительно позже - 17 сентября 2023 года на расстоянии 1,85 а.е. от нашей планеты. При абсолютной звездной величине, близкой к 3,1, она имеет довольно большое ядро ​​порядка 6 км в диаметре, что сделает его относительно ярким, несмотря на то, что он не входит во внутреннюю часть Солнечной системы. Из кривой блеска, рассчитанной с его текущим коэффициентом увеличения яркости n = 4,3, следует, что он останется с яркостью от 9,5 до 9 звездных величин с января по сентябрь 2023 года, будучи все это время наблюдаемым в небольшие телескопы из северного полушария и экваториальных широт.

Планета

Нептун

Рыбы

8.0m 2.4 угл. сек.

Утро

Юпитер* - 11 апреля данная планета вступает в соединение с Солнцем и переместится с вечернего на утреннее небо.

В апреле самым ярким астероидом будет малая планета Церера. Малая планета Церера в апреле будет перемещаться по созвездию Волосы Вероники, имея блеск 7,0m.

Малая планета Церера, вид из космоса. Фото: NASA

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  апреле

В апреле самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия: Лев, Волосы Вероники, Волопас, Дева, Весы, Северная корона. Подробнее со всеми созвездиями, наблюдаемыми с территории Республики Беларусь, можно ознакомиться здесь.

Обновлено 08.04.2023 17:03