Астрономические наблюдения в июле 2023 года

Главные  астрономические  события  июля

01/20.07.2023 - Возможность наблюдения серебристых облаков

01.07.2023 - Сближение Луны со звездой Антарес на ночном небе

03.07.2023 - Луна в полнолунии, Суперлуние

04.07.2023 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (360 151 км)

06.07.2023 - Планета Земля на максимальном удалении от Солнца (1,01 а.е.)

07.07.2023 - Сближение Луны и планеты Сатурн на утреннем небе

08.07.2023 - Астероид 15 Евномия в противостоянии с Солнцем

08.07.2023 - Сближение Луны и планеты Нептун на утреннем небе

10.07.2023 - Луна в фазе последней четверти

11.07.2023 - Сближение Луны и планеты Юпитер на утреннем небе

12.07.2023 - Сближение Луны и планеты Уран на утреннем небе

13.07.2023 - Сближение Луны со скоплением М45 "Плеяды" на утреннем небе

14.07.2023 - Сближение Луны со звездой Альдебаран на утреннем небе

17.07.2023 - Луна в новолунии

20.07.2023 - Луна на максимальном удалении от Земли (406 291 км)

21.07.2023 - Сближение Луны и планеты Марс на вечернем небе

25.07.2023 - Сближение Луны со звездой Спика на вечернем небе

25.07.2023 - Луна в фазе первой четверти

28.07.2023 - Сближение Луны со звездой Антарес на вечернем небе

29.07.2023 - Максимум действия метеорного потока дельта-Аквариды (ZHR - 25)

Фотография месяца

Серебристые облака. Ратомка. 2021 год

Июль - самое время продолжить охоту за редким атмосферным явлением - наблюдением серебристых облаков. Серебристые облака — сравнительно редкое атмосферное явление, крайне разреженные облака, образующиеся в мезосфере на высоте 76—85 км над поверхностью Земли и видимые в глубоких сумерках. Это самые высокие облака в атмосфере Земли. Они видны только тогда, когда освещены Солнцем из-под горизонта, в то время как более низкие слои атмосферы находятся в земной тени. Таким  образом, в  дневное  время  такие  облака  не видны. Отличить мезосферные облака от тропосферных довольно просто: последние видны на фоне зари тёмными, а серебристые облака — светлыми и даже как бы светящимися, т.к. зашедшее Солнце может "подсвечивать" только достаточно "высокие" объекты. Оптическая плотность мезосферных облаков ничтожна, и через них зачастую проглядывают звезды. Неудивительно, что эти облака наблюдаются преимущественно в самые короткие ночи в высоких широтах. Именно при таких условиях, когда Солнце заходит ненадолго и недалеко за горизонт, с территории Республики Беларусь можно наблюдать это удивительной красоты явление!

Суперлуние

3 июля жители Республики Беларусь смогут наблюдать первое из трех возможных Суперлуний в 2023 году. Суперлуние – это астрономическое явление, редкий момент совпадения полнолуния и максимального приближения Луны к планете Земля. Так как Луна вращается вокруг Земли не по круговой, а по эллиптической орбите, то в некоторых точках своей орбиты Луна оказывается то на максимально близком расстоянии (точка перигея орбиты) от Земли, то на максимально удаленном (точка апогея орбиты) расстоянии. Луна совершает вокруг Земли один оборот за 29,5 суток и, время от времени, в точке перигея орбиты происходит именно полнолуние, которое называют еще «перигейным полнолунием» или просто Суперлунием.

В момент Суперлуния Луна визуально кажется немного больше привычных всем размеров. В размерах диаметр Луны увеличивается на 15%. Вместе с видимыми размерами увеличивается и яркость лунного диска, которая возрастает на 30%. Суперлуние  можно  наблюдать  практически  ежегодно. Совпадение полнолуния и максимального приближения Луны к Земле происходит через каждые 413,4 дня, то есть через каждые 14 лунных месяцев. Несмотря на то, что полнолуние вблизи либо в точке перигея орбиты происходит каждые 413,4 дня, суперлунием также принято считать и ближайшие до него полнолуния – одно до и одно после.

В момент полнолуния 3 июля Луна будет находиться в созвездии Стрелец, угловой диаметр лунного диска в этот момент составит 0,50°. Точку перигея Луна пройдет 4 июля на расстоянии 360 025 км от Земли. Наиболее близко от Земли Луна окажется именно во втором Суперлунии, которое наступит 1 августа 2023 года. В этот день время прохождения Луной наиболее близкой к Земле точки своей орбиты и время наступления полнолуния  сократятся до минимального значения для этого года. Видимый размер Луны в этот момент достигнет величины около 30 угловых минут, а яркость будет составлять в районе -12m. Последнее в этой тройке Суперлуние произойдет 31 августа 2023 года.

В  июле  в  ночном  небе  можно  будет  наблюдать  сразу  несколько  метеорных  потоков,  однако,  невысокое  положение  их  радиантов,  а  также  небольшое  максимальное  число  метеоров  в  час  могут  наложить  ограничения  на  их  наблюдения. Одним  из  метеорных  потоков  июля  можно  назвать  Южные Писциды. Радиант  данного  метеорного  потока  расположен  низко  над  горизонтом  в  созвездии  Южной  Рыбы.  Максимум  данного  метеорного  потока  наступит  28  июля,  а  максимальное  число  метеоров  не  превысит  5  единиц  в  час.  В  созвездии  Водолей  расположен  радиант  второго  метеорного  потока  июля - дельта-Аквариды.  Максимум  данного  метеорного  потока  наступит  29  июля,  а  максимальное  число  метеоров  час  составит  около  20-25  единиц.  30  июля  также  наступит  максимум  метеорного  потока  альфа-КаприкорнидыРадиант  данного  метеорного  потока  расположен  в  созвездии  Козерог. Максимальное  число  метеоров,  наблюдаемое  в  течение  1  часа,  не  превысит  5  единиц.

В июле имеется возможность понаблюдать за несколькими неяркими кометами. С территории Беларуси можно будет наблюдать следующие кометы:

Комета С/2020 V2 "ZTF" - на протяжении июля при блеске около 11m будет наблюдаться в созвездиях Овен и Кит. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении июля будет можно во второй половине ночи над юго-восточным горизонтом.

Комета С/2020 V2 "ZTF"

Описание: 2 ноября 2020 года в ходе программы мониторинга "Zwicky Transient Facility" с помощью 1,2-метрового телескопа Шмидта на горе Паломар (США) был обнаружен астероидоподобный объект. Объект имел среднюю яркость 19 звездной величины на четырех экспозициях. Однако наблюдения, проведенные в последующие дни астрометрами ПЗС из других мест, обнаружили кометную активность в виде комы с угловым размером 8” и без обнаружения наличия хвоста. Впоследствии были найдены предоткрытые изображения кометы с величиной от 20 до 21, полученные обзором Маунт-Леммон с 18 апреля по 13 июня 2020 года, которые послужили для уточнения расчета ее орбиты.

C/2020 V2 (ZTF) — новая комета с внешнего края Облака Оорта, которая достигла своего перигелия 8 мая 2023 года на минимальном расстоянии 2,23 а.е. от Солнца и при максимальном сближении с Землей значительно позже - 17 сентября 2023 года на расстоянии 1,85 а.е. от нашей планеты. При абсолютной звездной величине, близкой к 3,1, она имеет довольно большое ядро ​​порядка 6 км в диаметре, что делает его относительно ярким, несмотря на то, что он не входит во внутреннюю часть Солнечной системы. Из кривой блеска, рассчитанной с его текущим коэффициентом увеличения яркости n = 4,3, следует, что он останется с максимальной яркостью от 9,5 до 9 звездных величин с января по сентябрь 2023 года, будучи все это время наблюдаемым в небольшие телескопы из северного полушария и экваториальных широт.

Комета С/2023 Е1 "ATLAS" - на протяжении июля при блеске около 10m будет наблюдаться в созвездиях Малая Медведица, Дракон и Цефей. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении июля будет можно на протяжении всей ночи.

Комета С/2023 Е1 "ATLAS". Фото: Майкл Джагер

Описание: Комета C/2023 E1 "ATLAS" была обнаружена в марте 2023 года Системой предупреждения о околоземных астероидах (ATLAS). ATLAS - это группа из нескольких телескопов, размещенных на Гавайях, в Чили и Южной Африке, и сканирующих небо в поисках околоземных объектов для предупреждения о любых потенциальных опасностях на пути Земли. Когда комета C/2023 E1 "ATLAS" была открыта, она наблюдалась довольно тусклой и имела звездную величину приблизительно 19m. С тех пор ее яркость увеличилась примерно до 10m, что достаточно, чтобы его можно было увидеть в большинство телескопов среднего размера. Ожидается, что в момент прохождения перигелия (1 июля) и минимального сближения с Землей (23 июля) комета достигнет максимальной видимой звездной величины приблизительно 8m.

Хотя комета C/2023 E1 "ATLAS" не особенно яркая, ее будет легко обнаружить наблюдателям из северного полушария, так как данная комета на протяжении всего лета будет наблюдаться высоко в небе на фоне звезд созвездий Малая Медведица, Дракон, Цефей. По предварительным расчетам период обращения кометы C/2023 E1 "ATLAS" вокруг Солнца составляет около 85 лет, в момент прохождения перигелия расстояние до нее составит около 1,02 а.е. Комета C/2023 E1 "ATLAS" по классификации комет была отнесена к типу "комет Галлея" с периодом обращения менее 200 лет.

Планета

Нептун

Рыбы

8.0m 2.4 угл. сек.

Астероид Веста, вид из космоса. Фото: NASA

В июле самым ярким астероидом будет астероид Веста. Астероид Веста в июле будет перемещаться по созвездию Телец, имея блеск 8,4m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  июле

В июле самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия Геркулес, Лира, Лебедь, Лисичка, Стрела, Орел, Скорпион, Щит, Дельфин, Козерог, Стрелец.

Обновлено 06.07.2023 17:37