Астрономические  наблюдения  в   августе   2019  года

Главные  астрономические  события  августа

01.08.2019 - Луна в новолунии

07.08.2019 - Луна в фазе первой четверти

09.08.2019 - Сближение Луны и планеты Юпитер на вечернем небе

12.08.2019 - Максимум действия метеорного потока Персеиды (ZHR - до 100 в час)

12.08.2019 - Сближение Луны и планеты Сатурн на вечернем небе

15.08.2019 - Луна в полнолунии

18.08.2019 - Максимум действия метеорного потока Каппа-Цигниды (ZHR - до 5 в час)

23.08.2019 - Луна в фазе последней четверти

24.08.2019 - Сближение Луны и звездного скопления Гиады на утреннем небе

27.08.2019 - Сближение планеты Юпитер и звездного скопления NGC 6235

30.08.2019 - Луна в новолунии

Самым ожидаемым метеорным потоком  этого  года, безусловно  является  метеорный  поток  Персеиды. Этот  метеорный  поток  порожден  кометой Свифта — Туттла (109P/Swift-Tuttle). Его  максимум  наступит  12  августа,  а  максимальное  число  метеоров  по  предварительным оценкам  может составить около  100 - 120  единиц  в  час! Для  его  наблюдения  с  территории  Республики  Беларусь  необходимо  после  захода  Солнца  и  наступления  темноты  в  районе  полуночи  направить  свои  взоры  в  северо-восточном  направлении  звездного  неба,  где  будет  расположено  созвездие  Персей. После  полуночи  созвездие  поднимается  высоко  над  горизонтом  и  метеорный  поток  можно  будет  наблюдать  во  всей  своей  красоте! В какой-то момент будет казаться, что метеоры вылетают из созвездия  Персей и устремляются во все направления! Лучше всего выбирать для наблюдения темные места, подальше от городского освещения. Метеоры следует рассматривать практически во всех направлениях! Персеиды выделяются своими яркими вспышками метеоров, которые длятся дольше обычных метеоров. Чаще всего блеск отдельных метеоров из метеорного потока Персеиды достигает значения -2,7m.

Метеорный поток

Кроме метеорного потока Персеиды с территории Беларуси в августе можно будет наблюдать весьма слабый метеорный поток Каппа-Цигниды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Лебедь. Максимум действия метеорного потока "Каппа-Цигниды" наступит 18 августа, а максимальное число не превысит 3-5 метеоров в час. Кроме этого, в августе можно будет наблюдать слабый метеорный поток Альфа-Ауригиды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Возничий. Максимума действия данный метеорный поток достигнет 31 августа, когда в час можно будет наблюдать около 6 метеоров.

В  августе  имеется  возможность  понаблюдать  за  несколькими  кометами. С территории  Республики  Беларусь  можно  будет  наблюдать  следующие  кометы:

С/2018 W2 "Africano" - на протяжении августа при растущем блеске около 11m будет наблюдаться в созвездии Жираф. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении августа будет можно на протяжении всей ночи. Комета C/2018 W2 (Africano) была обнаружена 27 ноября 2018 года на обзоре неба Mt. Lemmon (штат Аризона, США). Комета, двигающаяся по сильно наклонённой орбите при открытии имела яркость около 18m и была расположена в северном приполярном небе. В приполярном небе данная комета будет находиться до августа 2019 года, после чего, с конца августа, резко направится к югу. Комета C/2018 W2 пройдёт перигелий 6 сентября 2019 года на расстоянии 1.45 а.е. от Солнца, а тремя неделями позже приблизится к Земле на 0.49 а.е. Именно с этим сближением должна быть сопряжена максимальная яркость кометы, около 9-10m, в то время как ярче 12m она может быть с середины августа до конца октября. Большую часть этого периода хвостатая гостья будет удачно расположена для наблюдателей северного полушария Земли, двигаясь по созвездиям Жирафа, Персея, Андромеды (где встретит максимум), Рыб, Водолея.

Меркурий в августе будет перемещаться по созвездиям Близнецы (до 9 августа), Рак (с 9 по 23 августа), а также Лев (с 23 августа до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий будет можно над восточным горизонтом на фоне утренней зари. В августе отмечается период утренней видимости планеты Меркурий. Это позволяет наблюдать неуловимую планету более одного часа перед восходом Солнца. В период наилучшей видимости (середина августа) блеск Меркурия составит 0,0m - 1,0m.

Положение планеты Меркурий на утреннем небе 17 августа

Венера в августе будет перемещаться по созвездиям Рак (до 11 августа), а также Лев (с 11 августа и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в августе будет невозможно, так как планета скрывается в лучах Солнца. На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и к концу месяца достигнет значения -4.0m.

Марс на протяжении августа будет перемещаться по созвездию Лев. С территории Республики Беларусь наблюдать Марс в августе будет невозможно из-за близкого расположения планеты к Солнцу и предстоящего соединения. Период видимости планеты Марс на вечернем небе в августе будет завершен.

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Змееносец. С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в августе будет можно на протяжении первой половины  ночи над южным и юго-западным горизонтом, а к концу месяца - до наступления полуночи у юго-западного горизонта. Блеск Юпитера на протяжении месяца существенно не изменится и будет составлять -2,3m. 9 августа на вечернем небе можно будет наблюдать сближение Юпитера и Луны. Видимое расстояние между объектами составит чуть менее 3 градусов. На протяжении всего месяца при наблюдении в телескопы на малых увеличениях в одном поле зрения с Юпитером можно будет наблюдать шаровое звездное скопление NGC 6235, 7,2m. Данное скопление планета Юпитер пересечет 27 августа.

Сближение Луны и планеты Юпитер на вечернем небе 9 августа

Сатурн на протяжении августа будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн в первой половине августа будет можно на протяжении большей части ночи невысоко над южным и юго-западным горизонтом, а к концу месяца - в первой половине ночи у юго-западного горизонта. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и составит 0,1m. 12 августа на вечернем небе можно будет наблюдать сближение Сатурна и Луны. Видимое расстояние между объектами составит чуть менее 5 градусов.

Уран при блеске 5,9m в августе будет перемещаться среди звезд созвездия Овен. Наблюдать Уран в августе будет можно на ночном и утреннем небе. К концу августа продолжительность видимости Урана на ночном небе составит более 7 часов. Это значит, что наблюдать за данной планетой будет можно после захода Солнца и наступления темноты.

Планета Нептун

Нептун при блеске 7,9m в августе будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. Наблюдать Нептун в августе будет можно на ночном и утреннем небе, а к концу месяца наблюдения планеты можно будет производить на протяжении всей ночи. К концу августа прекрасным ориентиром для поиска планеты Нептун станет звезда 90 Водолея (? Водолея, HD 219215, 4,2m). Тесное сближение данной звезды и планеты Нептун можно будет наблюдать 6 сентября.

В августе самыми яркими астероидами вновь будут Веста и Церера. Астероид Веста в августе будет перемещаться по созвездиям Овен (до 11 августа) и Телец (с 11 августа и до окончания месяца), имея блеск 7,9m. Малая планета Церера в августе будет перемещаться среди звезд созвездия Весы (до 2 августа), а также Скорпион (со 2 августа и до окончания месяца), имея блеск около 8,0m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  августе

В августе самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия:  Лира, Лебедь, Лисичка, Стрела, Орел, Щит, Дельфин, Козерог, Стрелец, Водолей, Южная Рыба, Пегас, Персей, Рыбы.

Удачных  всем  наблюдений!