Астрономические  наблюдения  в   феврале   2019  года

Главные  астрономические  события  февраля

04.02.2019 - Луна  в  новолунии

05.02.2019 - Луна  на максимальном удалении от Земли (406550 км)

07.02.2019 - Сближение Луны и планеты Нептун

10.02.2019 - Сближение Луны с планетами Марс и Уран

12.02.2019 - Луна  в  фазе первой четверти

13.02.2019 - Сближение планеты Марс и планеты Уран до 1 градуса

14.02.2019 - Сближение Луны со звездой Альдебаран в созвездии Телец

18.02.2019 - Сближение планеты Венера с планетой Сатурн до 1 градуса

19.02.2019 - Сближение планеты Меркурий и планеты Нептун до 1 градуса

19.02.2019 - Луна  в  полнолунии (второе Суперлуние)

19.02.2019 - Луна на минимальном расстоянии от Земли (356511 км)

19.02.2019 - Сближение Луны со звездой Регул из созвездия Лев

26.02.2019 - Луна  в  фазе последней четверти

26.02.2019 - Наилучшие условия видимости планеты Меркурий на вечернем небе

27.02.2019 - Сближение Луны и планеты Юпитер

Суперлуния

Луна в полнолунии. Суперлуние

Суперлуние

19 февраля жители Республики Беларусь смогут наблюдать Суперлуние. Суперлуние – это астрономическое явление, редкий момент совпадения полнолуния и максимального приближения Луны к планете Земля. Так как Луна вращается вокруг Земли не по круговой, а по эллиптической орбите, то в некоторых точках своей орбиты Луна оказывается то на максимально близком расстоянии (точка перигея орбиты) от Земли, то на максимально удаленном (точка апогея орбиты) расстоянии. Луна по синодическому периоду обращения совершает вокруг Земли один оборот за 29,5 суток и, время от времени, в точке перигея орбиты происходит именно полнолуние, которое называют еще «перигейным полнолунием» или просто Суперлунием.

В момент Суперлуния Луна визуально кажется немного больше привычных всем размеров. В размерах диаметр Луны увеличивается на 15%. Вместе с видимыми размерами увеличивается и яркость лунного диска, которая возрастает на 30%. Суперлуние  можно  наблюдать  практически  ежегодно. Совпадение полнолуния и максимального приближения Луны к Земле происходит через каждые 413,4 дня, то есть через каждые 14 лунных месяцев. Несмотря на то, что полнолуние вблизи либо в точке перигея орбиты происходит каждые 413,4 дня, суперлунием также принято считать и ближайшие до него полнолуния – одно до и одно после.

Наиболее близко от Земли Луна окажется во втором Суперлунии, которое наступит 19 февраля 2019 года. В наиболее близкой к Земле точке своей орбиты Луна окажется в 12 часов 07 минут по Минскому времени. В этот момент расстояние до Луны сократится до 356 511 километров. Само же полнолуние наступит в 18 часов 54 минуты по Минскому времени, то есть через 6 часов 47 минут после прохождения Луной точки перигея. Видимый размер Луны в этот момент достигнет величины около 30 угловых минут, а яркость будет составлять в районе -12m. Последнее в этой тройке Суперлуние произойдет 21 марта 2019 года.

Февраль крайне не богат на метеорные потоки, поэтому жителям нашей страны придётся немного подождать. Ближайший крупный метеорный поток, наблюдаемый с территории Республики Беларусь - Лириды, будет наблюдаться только в  апреле 2019 года.

В южном полушарии в феврале имеют место два слабых метеорных потока. Метеорный поток Альфа-Центауриды имеет радиант в южном созвездии Центавр. Максимум действия данного метеорного потока наступит 8 февраля, а максимальное число метеоров не превысит 6 единиц в час. В последних  числах  февраля  жители  южного  полушария  смогут наблюдать метеорный поток Гамма-Нормиды. Радиант данного метеорного потока расположен в южном созвездии Наугольник. Напоминаю, что данные метеорные потоки не наблюдаются с территории Республики Беларусь.

В феврале имеется возможность понаблюдать за несколькими кометами. С территории Республики Беларусь можно будет наблюдать следующие кометы:

46Р/Wirtanen - на протяжении февраля при снижающемся блеске будет наблюдаться в созвездии Большая Медведица. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету на протяжении февраля будет можно на протяжении всей ночи. Комета 46P/Виртанена — это короткопериодическая комета с периодом обращения 5,4 года. Данная комета принадлежит к кометам семейства Юпитера. Она была открыта фотографическим путём 17 января 1948 года американцем Карлом Виртаненом. В результате нескольких сближений с Юпитером, ее перигелий уменьшился с 1,61 а.е. (перигелий на момент открытия) до 1,05 а.е., а период обращения с 6,71 до 5,4 лет. Диаметр ядра кометы оценивается в 1,2 км. Ближайший перигелий комета Виртанена прошла 13 декабря 2018 года. В этот момент ее блеск составлял около 4m.

38Р/Stephan-Oterma - на протяжении февраля при снижающемся блеске будет наблюдаться среди звезд созвездия Рысь. С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету будет можно на протяжении всей ночи. В течение месяца блеск данной кометы будет придерживаться значения около 10-11m. Комета 38Р "Стефана — Отерма" была открыта 22 января 1867 года Жеромом Эженом Коджа (Марсельская обсерватория, Франция). По вычислениям астрономов, период обращения кометы вокруг Солнца должен был равняться от 33 до 40 лет. Точное значение определить не удавалось ввиду малого количества наблюдений. Комета Стефана была вновь случайно открыта финским астрономом Лийси Отерма в 1942 году. В ноябре этого года Ф. Л. Уиппл вычислил орбиту открытой кометы и подтвердил, что комета Отерма и комета Стефана 1867 года — один и тот же объект. Ближайший перигелий комета прошла 10 ноября 2018 года.

Меркурий в феврале будет перемещаться по созвездиям Козерог (до 8 февраля), Водолей (с 8 по 22 февраля), Рыбы (с 22 февраля и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий будет можно в вечернее время в условиях вечерней зари. В феврале наступает его наилучшая вечерняя видимость в 2019 году! К концу февраля продолжительность видимости Меркурия на вечернем небе после захода Солнца составит более часа! В этот период Меркурий можно будет наблюдать невооруженным глазом над юго-западным горизонтом. Затем Меркурий начнет постепенное сближение с Солнцем и продолжительность его вечерней видимости начнет резко сокращаться. Блеск планеты будет постепенно уменьшаться от -2m в начале месяца до -0,5m в конце месяца. Освещенность планеты на протяжении февраля будет постепенно снижаться с 100% в начале до 50% к концу месяца. Не упустите шанс понаблюдать за этой неуловимой планетой!

Меркурий и Венера на вечернем небе. Март 2018 года

Венера в феврале будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в феврале будет можно на утреннем небе в виде крайне яркой звезды! Такой яркий алмаз, прекрасно видимый невооруженным глазом, в небе нельзя будет спутать с какой-либо звездой! На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и к концу месяца достигнет значения -4.1m. Фазу планеты (около 70%) можно будет увидеть даже в скромный бинокль, не говоря про телескопы с малыми и уж тем более средними апертурами!

Марс на протяжении февраля будет перемещаться по созвездию Рыбы (до 13 февраля), а также по созвездию Овен (с 13 февраля и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Марс будет можно после захода Солнца и до наступления полуночи в южной и юго-западной части неба. Невооруженным глазом наблюдать Марс в феврале будет можно в виде яркой звезды с хорошо заметным красно-оранжевым оттенком! На протяжении месяца блеск планеты продолжает постепенно снижаться и к концу месяца достигнет значения +1.2m.

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Змееносец. С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в феврале будет можно на утреннем небе в условиях утренней зари над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск Юпитера на протяжении месяца будет составлять -1,9m.

Сатурн на протяжении февраля будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн феврале будет можно на утреннем небе низко над юго-восточным горизонтом в условиях утренней зари. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и будет составлять 0,5m.

Уран при блеске 5,9m феврале будет перемещаться среди звезд созвездия Рыбы (до 5 февраля), а также Овен (с 5 февраля и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Уран будет можно в вечернее время после захода Солнца до наступления полуночи.

Нептун при блеске 7,9m в феврале будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. С территории Республики Беларусь наблюдать Нептун в первой половине февраля будет можно в вечернее время после захода Солнца в условиях вечерней зари, а во второй половине месяца Нептун скроется в лучах заходящего Солнца. Период вечерней видимости данной планеты подходит к завершению.

В феврале самыми яркими астероидами будут Веста, Паллада. Астероид Веста в феврале будет перемещаться по созвездию Водолей, имея блеск 7,9m. Астероид Паллада в феврале будет перемещаться среди звезд созвездия Дева, имея блеск около 8,3m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  феврале

В феврале  самыми  продолжительными  по  видимости  с  территории  Республики  Беларусь, кроме  незаходящих,  будут  созвездия: Рак, Гидра, Секстант, Лев, Ворон, Чаша, Волосы Вероники, Дева.

Обновлено 28.01.2019 17:27