Астрономические  наблюдения  в   ноябре   2017  года

Осень продолжается! Длинные ночи позволяют проводить самые разнообразные наблюдения объектов ночного неба. Ноябрь будет весьма богат на возможность наблюдения самых интересных объектов и явлений. Уже 6 ноября с территории нашей страны в утреннее время можно будет наблюдать покрытие Луной звездного скопления Гиады, а также самой яркой звезды в созвездии Телец - Альдебаран. Весьма уверенно на вечернем небе в бинокли и телескопы наблюдаются  планеты Уран и Нептун. Эти далекие миры не так давно прошли свои противостояния с Солнцем, поэтому все еще имеют наилучшие условия для наблюдений в вечернем и ночном небе. На утреннем небе наблюдаются планеты Венера и Марс. Кроме этого, 17 ноября наступит максимум действия знаменитого метеорного потока Леониды! И самое главное - доступны для наблюдений в телескопы кометы C/2017 О1 "Asassn" и 24P/Schaumasse. Все  подробности  далее...

Также хочу отметить, что в декабре я подготовлю весьма интересный отчёт о всех самых захватывающих наблюдениях, которые мне удалось провести в 2017 году. В отчёте будут представлены наблюдения комет 41P/Tuttle-Giacobini-Kresak, C/2015 V2 "Johnson" и C/2017 О1 "Asassn" , наблюдение планет Солнечной системы и объектов дальнего космоса, наблюдение серебристых облаков, наблюдение метеорного потока Персеиды-2017, выездные наблюдения и вечера тротуарной астрономии в Ратомке и многое другое. А теперь о том, что ждёт нас в ноябре...

Радианты метеорных потоков Леониды и альфа-Моноцеротиды

Помимо  метеорных  потоков  Ориониды  и  Южные  Тауриды,  которые  в  начале  ноября  все  еще  можно  будет  наблюдать  в  ночном  небе  над  Республикой  Беларусь,  не  менее  интересными  будут  метеорные  потоки  Северные  Тауриды (радиант  в  созвездии  Телец, максимальное  число  метеоров  не  более  5  в  час,  максимум  12  ноября)  и  знаменитые  Леониды (радиант  расположен  в  созвездии  Лев,  максимальное  число  метеоров  не  превысит  15-20  в  час,  максимум  действия  наступит  17  ноября). Также  в  ноябре  для  наблюдений  будет  доступен  метеорный  поток  Альфа-Моноцеротиды. Его  максимум  наступит  21  ноября  при  радианте  в  созвездии  Единорог.  В  максимуме  можно  будет  наблюдать  около  5  метеоров  в  час. Самым значимым метеорным потоком ноября будут конечно же Леониды. Луна в фазе близ новолуния не будет мешать проведению наблюдений данного метеорного потока.

В ноябре среди звезд ночного неба можно разыскать некоторые из самых ярких на данный момент комет. С территории Республики Беларусь можно будет наблюдать следующие  кометы:

C/2017 О1 "ASASSN"- на протяжении ноября будет постепенно смещаться в сторону Северного полюса мира и Полярной звезды по созвездию Жираф (до 17 ноября) и Цефей (с 17 ноября и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету в ноябре будет можно на протяжении всей ночи. Данная комета при наблюдении с территории Республики Беларусь является незаходящей. Блеск кометы, по состоянию на 31 октября, составил около 9,3m и постепенно снижается. Точку перигелия комета C/2017 O1 прошла 14 октября 2017 года на расстоянии в 1,5 а.е. от Солнца. К концу месяца данная комета сблизится с рассеянным звездным скоплением NGC 188, а в декабре - и вовсе облетит его практически по дуге!

Комета 24P/Schaumasse. 2001 год

24P/Schaumasse - на протяжении ноября будет постепенно смещаться в восточном направлении по созвездию Лев (до 8 ноября) и Дева (с 8 ноября и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету в ноябре будет можно во второй половине ночи. Блеск кометы, по состоянию на 31 октября, составил около 9,4m и постепенно увеличивается. Точку перигелия комета 24P/Schaumasse должна пройти 16 ноября 2017 года на расстоянии в 1,20 а.е. от Солнца. Комета 24P/Шомасса была открыта 1 декабря 1911 года Александром Жаном Мари Шомассом, как объект 12 звездной величины. По вычислениям астрономов, период обращения кометы составлял 8 лет, что подтвердилось в 1919 году, когда комета Шомасса была вновь открыта Гастоном-Жюлем Файе. В 1935 году комету увидеть не удалось, а в 1937 она прошла вблизи Юпитера, что значительно увеличило её период обращения. В XXI веке ожидаются два прохождения кометы вблизи Земли (4 января 2026 года, 19 марта 2034 года) и одно прохождение вблизи Юпитера (16 января 2044 года). Последнее незначительно увеличит расстояние перигелия кометы (с 1,19 а. е. до 1,21 а. е.) и её период обращения (с 8,18 до 8,36 лет).

Условия  видимости  Луны

04 ноября - полнолуние в созвездии Кит;

10 ноября - последняя четверть в созвездии Лев;

18 ноября - новолуние в созвездии Весы;

26 ноября - первая четверть в созвездии Водолей.

Положение Луны и звезды Альдебаран утром 6 ноября. Покрытие Луной данной звезды - с 6 часов 00 минут до 7 часов 00 минут по минскому времени.

Условия  видимости  больших  планет

Меркурий в ноябре будет перемещаться в одном направлении с Солнцем по созвездию Дева (до 5 ноября), по созвездию Скорпион (с 5 по 11 ноября, с 15 по 16 ноября), по созвездию Змееносец (с 11 по 15 ноября, с 16 по 27 ноября), а также по созвездию Стрелец (с 27 ноября и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий в ноябре будет невозможно по причине практически одновременного его захода за горизонт вместе с Солнцем. Для наблюдений данной планеты ноябрь будет неблагоприятным месяцем.

Венера в ноябре будет перемещаться в одном направлении с Солнцем по созвездию Дева (до 13 ноября), а также по созвездию Весы (с 13 ноября и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в ноябре будет можно в утреннее время в условиях утренней зари в виде ярчайшей звезды над восточным горизонтом. На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и будет придерживаться значения -4m. Степень освещенности планеты на протяжении ноября будет постепенно увеличиваться с 95% в начале месяца до 99% в конце месяца. 13 ноября в утреннее время планета Венера сблизится с планетой Юпитер на видимое расстояние до 20 угловых минут.

Марс на протяжении всего ноября будет перемещаться в одном направлении с Солнцем по созвездию Дева. С территории Республики Беларусь наблюдать Марс в ноябре будет можно в утреннее время в условиях утренней зари. Продолжительность видимости планеты Марс на протяжении ноября будет постепенно увеличиваться с 3 часов перед восходом Солнца в начале месяца до 4 часов перед восходом Солнца в конце месяца. На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и будет придерживаться значения 1,7m. В последних числах ноября планета Марс сблизится с со звездой Спика из созвездия Дева на видимое расстояние около 3 градусов. Великолепный утренний дуэт!

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться в одном направлении с Солнцем по созвездию Дева (до 15 ноября), а также по созвездию Весы (с 15 ноября и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в ноябре будет можно над восточным горизонтом на фоне утренней зари незадолго до восхода Солнца. 13 ноября в утреннее время планета Венера сблизится с планетой Юпитер на видимое расстояние до 20 угловых минут.

Сатурн на протяжении ноября будет перемещаться в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносец (до 19 ноября) и по созвездию Стрелец (с 19 ноября и до конца месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн в ноябре будет можно в вечернее время над юго-западным горизонтом. На протяжении месяца блеск планеты существенно не изменится и будет придерживаться значения 0,5m. Продолжительность видимости планеты Сатурн на протяжении ноября будет постепенно уменьшаться с 2 часов после захода Солнца в начале месяца до 1 часа после захода Солнца в конце месяца. В конце ноября Сатурн будет наблюдаться в условиях вечерней зари. Период его вечерней видимости постепенно подходит к своему завершению.

Уран при блеске 5,9m в ноябре будет перемещаться среди звезд созвездия Рыбы. 19 октября планета Уран прошла противостояние с Солнцем, поэтому в ноябре Уран продолжит иметь наилучшие условия видимости для этого года! С территории Республики Беларусь наблюдать Уран в ноябре будет можно на протяжении всей ночи! Продолжительность видимости Урана в ноябре составит около 10 часов до захода планеты за горизонт.

Нептун при блеске 7,9m в ноябре будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. С территории Республики Беларусь наблюдать Нептун в ноябре будет можно на протяжении большей части ночи. Продолжительность видимости Нептуна в ноябре составит немногим более 8 часов до захода планеты за горизонт.

Условия  видимости  и  наблюдений  Малых  планет

В ноябре самыми яркими малыми планетами (астероидами) будут Паллада , Церера, а также астероид Ирида . Астероид Паллада при блеске 8,2m в ноябре будет перемещаться по созвездию Печь. Малая планета Церера при блеске 8,1m в ноябре будет наблюдаться среди звезд  созвездия Рак (до 17 ноября)  и Лев (с 17 ноября и до конца месяца). Астероид Ирида при блеске 6,9m в ноябре будет перемещаться по созвездию Овен.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  ноябре

В ноябре самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия: Андромеда, Персей, Телец, Пегас, Рыбы, Возничий, Овен, Треугольник, Кит,  Близнецы,  Рысь,  Орион, Эридан, Печь.

Обновлено 28.10.2017 13:33